Найти в Дзене
Егор Бондаренко

Самое опасное место в танке

С того момента как первый в мировой истории танк принял участие в боевых действиях, прошло уже более 100 лет. Тем не менее, несмотря на технический прогресс в деле создания военного вооружения, так же как в первом образце боевой бронированной машины на гусеничном ходу – британском Мk1, в современных разработках подобной военной техники остаются уязвимые места.

Что губило танкистов в Первой мировой Подробное исследование процесса создания первого в мире танка Мk1 «Линкольн» можно найти в работе российского историка вооружений Семена Федосеева «Сухопутные корабли». Первый бой против германцев несколько Мk1 в составе англо-французских войск приняли на севере Франции (район реки Соммы, близ деревень Гведкур и Флер) в середине сентября 1916 года. Как пишет Федосеев, до 80% ранений, в том числе и смертельных, танкисты Мk1 и его последующих модификаций в Первую мировую войну получали через бортовые смотровые щели от осколков и пулевых свинцовых брызг, попадавших в броню. Да и в принципе езда в таких громадинах была небезопасной: танкисты травились скапливавшимися внутри выхлопными и пороховыми газами, а также у них случались тепловые удары из-за высокой температуры внутри танка, она могла достигать 70 градусов. ... и в Великой Отечественной Основным танком Рабоче-крестьянской Красной Армии (РККА) с 1942 года и до конца войны был Т-34. У немцев большую часть Великой Отечественной (первые три года) доминантой панцерваффе (бронетанковых войск вермахта) являлся Т-III (Pz.Kpfw.III). Ветеран Великой Отечественной, командир танкового батальона Аркадий Марьевский вспоминал: при попадании снаряда в башню, как правило, сразу гибли командир орудия и заряжающий. Поэтому Марьевский в Т-34, как и перед этим в Т-60 и Т-70, предпочитал занимать место механика-водителя. Танкист-ас, генерал-лейтенант, Герой Российской Федерации Василий Брюхов говорил, что чаще всего в советских танках при попадании вражеского снаряда в самом невыгодном положении оказывались радисты: у них не было отдельного люка для того, чтобы быстро выбраться из горящей машины. Если так называемая «болванка» (стальной неосколочный снаряд «пробивного» действия) попадал в борт Т-34, гибли все, кто встречался на ее пути. По воспоминаниям командира танка Владимира Ерошенко, в Великую Отечественную – младшего лейтенанта, однажды после такого попадания «болванка» разрезала пополам механика-водителя и убила стрелка-радиста из его экипажа.

Бонд
Бонд