Сегодня несмотря на принятие огромного количества нормативно-правовых актов, регламентирующих образование детей с ограниченными возможностями здоровья (официальный статус прежде всего детей, имеющих ментальные нарушения, задержку психического развития, различные нарушения речи) и инвалидностью их обучение совместно со здоровыми сверстниками (инклюзивное обучение) остается по большей части дискуссионным вопросом.
В самом общем виде существующие позиции в отношении обучения детей, имеющих ограниченные возможности здоровья (далее ОВЗ) и инвалидность делятся на две категории: инклюзивное обучение и индивидуальное обучение.
Сторонники первого подхода выступают за повсеместное инклюзивное обучение с созданием для детей с ОВЗ и инвалидностью специальных условий в соответствии с их психофизическими особенностями. Их позиция базируется на представлении о том, что социальная адаптация и дальнейшая интеграция в общество детей с ОВЗ и инвалидностью будет проходить гораздо эффективнее в обычной школе нежели в специальном учреждении или при обучении на дому.
Ко второй категории относятся люди, считающие, что таким детям все-таки не место в обычном классе: многим из них нужен индивидуальный подход и темп работы, поскольку они не успевают за своими здоровыми сверстниками. Кроме того, в большинстве школ страны, несмотря на все усилия, доступная среда создана лишь отчасти, да и толерантное отношение к людям с инвалидностью в нашем обществе еще только формируется, особенно к людям с ментальными и генетическими нарушениями.
Что касается индивидуального подхода к ребенку с особенностями развития, но на первоначальном этапе он действительно необходим, но по мере его взросления этот подход должен уступать место инклюзивному, поскольку в дальнейшем человеку необходимо будет взаимодействовать с социумом все активнее.
Вообще, если говорить конкретно о формах «неинклюзивного» обучения, то и здесь все неоднозначно.
Так, обучение ребенка в коррекционной школе (при полной локализации социализации), как показывает практика, приводит к появлению в обществе еще одного гражданина не только с низким уровнем образования и узким кругозором, но и наличием у него ярко выраженной иждивенческой позиции.
При этом получение образования ребенком на дому дает ряд преимуществ: индивидуальный подход и темп работы, лучшее усвоение учебной информации. Для тех же, кто планирует обучение с максимально возможным развитием интеллектуальной сферы надомное обучение и вовсе выступает самым оптимальным выбором. Но все это при условии, что ребёнок будет параллельно активно вовлечён в социум.
В случае если ребенок ограничен в социальном взаимодействии надомное обучение как бы «загоняет» его в определенные рамки его возможностей, выйти за которые любому человеку, а тем более ребенку с особенностями всегда очень трудно. Кроме того, получение образования в этих тепличных условиях всегда ограничивает самостоятельность маленького человека.
Но вернёмся к инклюзии. Инклюзивное обучение хоть порой и очень больно «сталкивает» детей с ОВЗ и инвалидностью с действительностью, но и позволяет им в определенном смысле расти над собой, проявляя и культивируя в себе необходимые в реальной жизни качества, приобретать навыки общения и эффективного взаимодействия с людьми.
Именно поэтому инклюзивное обучение является приоритетным в большинстве случаев. Однако, детей с ОВЗ и инвалидностью к обучению в общеобразовательной школе стоит хорошо подготовить. И речь здесь идет не о том, что ребенок должен уметь читать, писать и считать, а о его готовности адекватно взаимодействовать с социумом, т.е. у него должен быть сохранный интеллект, он должен на высоком уровне владеть навыками самообслуживания и быть готов взаимодействовать с окружающими.
Во всех остальных ситуациях необходим адресный, тщательно взвешенный подход. И дело здесь не в том, что мы отрицаем инклюзию для детей с ментальными и генетическими нарушениями, а в том, что обучение их в общеобразовательной школе может нанести таким детям непоправимый вред и негативно повлиять на его дальнейшую социализацию в обществе. В чем суть этого адресного подхода, каким должно быть содержание образовательных программ для эффективной социальной интеграции в общество таких детей сегодня по-настоящему никто не знает.
В заключении хотелось бы отметить, что нашему обществу пора прекратить бесконечные дискуссии на тему того, нужна ли инклюзия. Она безусловно НУЖНА. В настоящее время этот вопрос должен ставиться иначе: кому показана инклюзия, с какого возраста и в какой степени?
А Вы за инклюзию в школе?