Коллеги, дорогие, что мы творим!!!
У меня нет слов. Завтра начинается дистанционное обучение.
Сегодня мой внук-пятиклассник получил задания от учителей по всем предметам.
Формально всё здорово. Расписаны параграфы, упражнения, время сдачи работы…
Но заметьте: всё, что перечислено, это задания!!!
То есть разницы между дистанционным ОБУЧЕНИЕМ, которое осуществляет школа, и семейным обучением нет.
Ребёнок должен ОТЧИТАТЬСЯ в том, что он усвоил.
Я филолог с почти сорокалетним стажем. Преподавала и в начальной школе, и в основной, и в вузе, была завучем по научно-методической работе. В первую очередь, конечно, хочу рассказать о задании по русскому языку. Но не могу промолчать про задания по физкультуре
и технологии.
По физкультуре нужно сделать презентацию по теме: «Волейбол. Нижняя подача». Особая отметка учителя: «Не менее 12 слайдов».
Мне всегда казалось, что учитель имеет право спрашивать только то,
чему учил. Кто и когда в школе учил моего пятиклассника делать презентации?! Почему про нижнюю подачу в волейболе нельзя рассказать в 10 или в 11 слайдах?
Я вникла. Мой методический ум говорит о том, что сначала, в принципе, надо понять технику игры в волейбол, сказать, какие, в принципе, бывают подачи. И рассказать именно про нижнюю. Учитель, правда, забыл уточнить – про нижнюю прямую или нижнюю боковую.
Рассказали про обе. Как Вы думаете, коллеги, легко ребёнку понять технику подачи, описанную на словах? Сидим, смотрим видео, читаем теорию, сопоставляем со схемой, продумываем, как логично подать информацию. Занимаемся спортом!
На следующей неделе нужно подготовить два эссе по технологии :
про дымковскую игрушку и жостовские подносы.
«Обязательно с иллюстрацией».
Словарь литературоведческих терминов говорит, что «эссе – литературное произведение небольшого объема, обычно прозаическое, свободной композиции, передающее индивидуальные впечатления, суждения, соображения автора о той или иной проблеме, теме, о том или ином событии или явлении». Дорогой преподаватель технологии, Вы, правда, хотите получить именно ЭТО? Если нет, не употребляйте слова просто так. Если да, то Вы должны понимать, что за этим стоит. Чтобы передать «индивидуальные впечатления» в литературном произведении, какую работу должен проделать ребёнок? Изучить теорию, пересмотреть массу иллюстраций, посмотреть видео, составить эти самые «индивидуальные впечатления» и написать об этом в тексте художественного стиля?
Конечно, я могу ошибаться, но как большинство детей будет выполнять это задание? Тупо скопирует из интернета первый попавшийся материал. Мы сами приучаем детей к формализму, сами приучаем их к тому,
что наши задания не надо воспринимать всерьёз.
Сами отучаем родителей нас уважать.
Ребёнок не может и не должен оценивать правильность
интернет-источников. А мы знаем, что там может быть всякое.
Если бы я была преподавателем технологии, то я бы подготовила интересный материал про дымковскую игрушку и жостовские подносы, прикрепила бы самые показательные иллюстрации, самые интересные
и толковые видео (учитель может их оценить и выбрать) и попросила бы детей и родителей посмотреть и насладиться.
Ладно! В технологии и физкультуре я не понимаю ничего. Это правда.
Но в преподавании русского всё-таки понимаю.
Дано: учебник М.М. Разумовской, 5 класс (2019 год).
За один урок нужно самостоятельно изучить, «как образуется повелительное наклонение» (формулировку оставляю на совести коллеги, вообще-то правильно: как образуется форма повелительного наклонения глаголов ), посмотреть видео на ЭТУ тему (ссылка дана), прочитать §80
и выполнить упражнения 630-636.
Кажется учитель всё предусмотрел. Только кажется!
Я села и выполнила всё, что написано.
Скажу, что меня возмущает (и мягче слово я подбирать не хочу).
1. Видео действительно о глаголах повелительного наклонения. Параграф 80 говорит о сослагательном наклонении. Упражнения 630 – 635 на тему «Образование формы изъявительного наклонения прошедшего времени». Упражнение 636 на определение спряжения в глаголах с ударным окончанием. Где логика? Теория об одном – практика о другом.
Четыре темы! Зачем это всё давать в один урок?!
2. Семь упражнений. Сколько минут уходит только на то, чтобы прочитать само задание, вникнуть в него и записать в тетради: «Упражнение…». Не меньше двух-трёх. То есть около 20 минут – уйдёт на это. Это учитывается?
3. Все упражнения абсолютно однотипны. Пишем отдельные слова. Слов было 123. Я писала 21 минуту. Только писала. Я не думала, не всегда обращалась к словарю (этого требовало задание двух упражнений – 630 и 633 ), в 633 нужно было проверить 8 слов; в 630 нужно было понять, в каких формах могут быть варианты ударения, соответствующие норме. Само задание считаю некорректным. Что значит «образуйте формы прошедшего времени» - все 4 или достаточно одной? И ещё: Орфографический словарь и Словарь ударения показывают разные варианты. Если орфографический разрешает и «пОднял»,
и «поднЯл», то Словарь ударения (а он для нас в этом вопросе главный) даёт только один вариант – «пОднял».
Проверить нужно было все семь слов. Сколько минут ребёнок будет проверять 15 слов из двух упражнений по словарю?
Дорогие наши учителя, попробуйте сами делать упражнения, именно делать, а не представлять, как это происходит. Пятнадцать раз заглянуть
в словарь (даже электронный) + прочитать задания к 7 упражнениям,
и всё. Урок окончен!!!
4. Упражнение 635 предполагает подготовку к словарному диктанту.
12 слов. Но их же надо проработать, объяснить, выучить.
Или тупо переписать?
Завтра у внука два урока русского языка. Я описала классную работу одного урока. Ещё прислано задание на второй (тоже 7 упражнений).
А ещё «нижняя подача» в 12 слайдах, эссе (!) про дымковскую игрушку, математика, рисование коня по ИЗО и история города (изучаем два пригорода Петербурга).
С ужасом ждём задания для второго школьника.
Я учитель в пятом поколении. Мой стаж - 37 лет. Может быть, я уже совсем ничего не понимаю, но мне кажется, что так нельзя. Совсем нельзя!