Российский нефтяной сектор вероятно вернется в 90-е годы, приняв ввоз топлива из-за границы. В данный момент топливо в ЕС гораздо дешевле, чем в РФ, из-за обвалившейся нефти. Кроме того отечественные нефтекомпании не имеют возможности уменьшить цену на внутреннем рынке, так как платят в казну проценты по демпферу. Специалисты полагают, что демпфер изначально не рассчитывался на настолько низкие расценки и требует исправления, хотя это и скажется на доходности казны. Но в Министерстве финансов заявили, что в данный момент такой вариант не обсуждается.
Нефтяной сектор РФ может попасть под давление зарубежного бензина, в основном из ЕС. Первым о вероятности похожего сценария писало Reuters. По аналитике агентства, топливо из РФ стоит дороже зарубежного аналога по меньшей мере на 6–8 тысяч руб. за тонну. При этом бензин на бирже СПбМТСБ продолжают падать: цена АИ-92 и АИ-95 уменьшилась 30 марта на 3% и 4%, до 41,5 тыс. руб. и 43 тыс. руб. за тонну.
Источник проблемы — в демпферном элементе обратного акциза на черное золото.К вопросу у ценах на бензин. Демпфер был изобретен, чтобы выравнивать воздействие колебаний цены на нефть на стоимость топлива в Российской федерации: при высоких тарифах нефти госбюджет возмещал нефтяникам убытки от реализации горючего внутри государства по сравнению с экспортом, а при невысоких ценах, как сейчас, напротив, нефтяники выплачивают в госбюджет. Эти налоговые расходы нефтекомпании подставляют в будущие расценки для покупателей, за счет чего и появляется бонус для импорта, подтверждает Сергей Ежов из Vygon Consulting.
По его мнению, если власти не примут незамедлительных мер, импорт неминуем. В нынешних котировках бонус от поставок на внутренний рынок импортного топлива выше 15 тыс. руб. за тонну, по дизельному топливу — до 10 тыс. руб. на тонну. А так как значение демпфера, в соответствии с формулой, никоим образом не зависит от нынешних цен внутреннего рынка, то если нефтекомпании примут решение снизить цены, чтобы быть более конкурентоспособными, то лишь приумножат свои потери, подмечает эксперт. Сергей Ежов акцентирует внимание, что демпфер был рассчитан на другой спектр цен на нефть и должен быть скорректирован. Впрочем, в Министерстве финансов сообщили, что сейчас не думают корректировать демпфер.
Более возможным они полагают установление заградительной пошлины на ввоз горючего. О том же рассказывают информаторы Reuters.
Обстановка кажется нереальной — подобное имело место лишь в далекие 1990-е годы, когда в Рф не хватало топлива своего производства, подмечает Иван Хомутов из «Петромаркета». Хотя экономически импорт топлива станет бесспорно доходным, эксперт наблюдает ряд преград. Так, если в европейской части РФ есть значительные логистические ограничения на ввоз топлива, то в азиатской части такой инфраструктуры фактически нет. Возможен привоз топлива посредством жд транспорта из Финляндии, Прибалтики, КНР. Но это еще нужно осуществить, вдобавок с нуля — схем завоза товаров из Европы в больших размерах не практиковалось уже много лет. Наиболее реальным в этом смысле смотрится вариант ввоза продуктов с НПЗ Белоруссии, говорит Иван Хомутов. «Безусловно, это очень плохой план для российских НПЗ — они и так утратят рынок из-за гарантированного сокращения спроса на топливо в апреле—мае, так еще и столкнутся с внезапной конкуренцией за российский рынок с иностранными игроками»,— заключает он.