Найти в Дзене
В поисках красоты

🌺Флэпперы - кто это и при чем здесь Великий Гэтсби

В 2013 году состоялась премьера новой экранизации популярного романа Френсиса Скотта Фицджеральда «Великий Гэтсби». И хотя это была далеко не первая попытка воплотить на экране неуемный дух «ревущих 20-х», именно она оказалась самой успешной. Настолько, что породила совершенно новое явление в мировой культуре, получившее название «в стиле Гэтсби». Но, как это часто бывает, все новое - это хорошо забытое старое. Вот и этот новоявленный стиль по сути - лишь отражение великолепного мира, созданного флэпперами. Кто это, и почему именно им мы должны быть благодарны не только за красоту и очарование эпохи Гэтсби, но и за тот образ жизни, ту свободу, которая есть у нас сейчас, я и хочу выяснить в этой статье. Как и все явления в общемировой культуре, феномен эпохи Гэтсби своим возникновением был обязан историческим событиям. Правда в данном случае событие это было глобального значения - Первая мировая война 1914-1918 годов. Дело в том что кровавые годы войны, полные тягот и лишений, приве

В 2013 году состоялась премьера новой экранизации популярного романа Френсиса Скотта Фицджеральда «Великий Гэтсби». И хотя это была далеко не первая попытка воплотить на экране неуемный дух «ревущих 20-х», именно она оказалась самой успешной. Настолько, что породила совершенно новое явление в мировой культуре, получившее название «в стиле Гэтсби».

Но, как это часто бывает, все новое - это хорошо забытое старое. Вот и этот новоявленный стиль по сути - лишь отражение великолепного мира, созданного флэпперами. Кто это, и почему именно им мы должны быть благодарны не только за красоту и очарование эпохи Гэтсби, но и за тот образ жизни, ту свободу, которая есть у нас сейчас, я и хочу выяснить в этой статье.

Как и все явления в общемировой культуре, феномен эпохи Гэтсби своим возникновением был обязан историческим событиям. Правда в данном случае событие это было глобального значения - Первая мировая война 1914-1918 годов.

Дело в том что кровавые годы войны, полные тягот и лишений, привели к двум совершенно разным последствиям.

  1. За время войны на полях сражений погибла львиная доля мужского населения. Остались без кормильцев семьи простых людей, а многие бизнес империи - без наследников и приемников. Естественно, что в этих условиях резко возрастает роль женской части населения: кто-то вынужден был кормить семью, кто-то - просто обеспечивать себя, а кто-то - не хотел терять фамильный бизнес. Женщины впервые за всю историю получили возможность обеспечивать себя самостоятельно, практически на равне с мужчинами. В такой обстановке не то что традиционные семейные ценности - сам изначальный образ женщины терял свой смысл.
  2. Люди, за годы войны измученные постоянным страхом смерти, с наступлением мира оказались просто одержимы жаждой жизни. С одной стороны всем хотелось получить некую «компенсацию» за пережитые тяготы и лишения, с другой - каждый стремился по максимуму взять от жизни, сознавая теперь насколько она хрупка и эфемерна.

Соответственно первой особенностью «ревущих 20-х» или «века джаза» стало появление флэпперов - молодых независимых девушек и женщин, живущих активной насыщенной жизнью и отрицающих традиционные ценности и представления о женском образе.

Английское слово «flap» переводится как «шлепок», «хлопок», а «flapper» - птенец, который только учится летать (хлопать крыльями). По одной из версии флэпперами женщин в 1920е годы стали называть из-за популярного в моде образа девочки-подростка.

Флэпперы старались вести жизнь на одном уровне с мужчинами: водили автомобиль, курили, активно занимались спортом, посещали бесконечные вечеринки и танцы, заводили любовников и не стремились к замужеству. Конечно, семейные ценности никуда не исчезли - они трансформировались: теперь женщины стремились доказать что они вполне могут совмещать роли жены и матери с профессиональными успехами и активной общественной жизнью (сейчас это их стремление дорого обходится современным женщинам).

Естественно, что первым на такие изменения в общественном сознании отреагировал мир моды. Новая, активная роль женщины, требовала и совершенно новой одежды - легкой, свободной, удобной и конечно - невероятно красивой. Не случайно поэтому, что трансформации в женской моде оказываются глобальными.

Что касается мужской моды, то здесь существенных изменений не произошло - практичность и удобство воцарились в мужском гардеробе ещё в конце 19 века.

Так, из женского гардероба наконец-то окончательно уходит корсет, а за ним и сложносочиненное нагромождение юбок, воланов и рюшей - все это слишком непрактично и неестественно. Теперь форму фигуре должен придавать не сложный механизм из крючков и проволоки, а спортивные упражнения.

Значительно сокращается разнообразие форм головных уборов: на смену многочисленным шляпкам и огромным шляпам приходит всего одна - клош - маленькая, плотно облегающая голову шляпка в форме колокольчика.

Меняется и силуэт платьев - в моде максимально простые геометрические формы, а легкость и красоту им призваны обеспечивать ткани и отделка. Не случайно поэтому, что всеобщей становится любовь к пайеткам, стразам, блесткам, мехам и перьям, и конечно - к украшениям. Именно в эти годы начинается золотой век ювелирного дома Картье (не случайно, что именно им же были изготовлены и все украшения для фильма «Великий Гэтсби» 2013 года)

Появляется целая плеяда великолепных модельеров: Мадлен Вионне, Жанна Ланвен и конечно же - Коко Шанель. Каждая из них вносит свой вклад в развитие модных тенденций «ревущих 20-х».

  • Вионне, увлечённая идеалами античной Греции, первой переносит в женские платья принцип греческой естественности и свободы движения. Достигалась эта свобода ею за счёт того, что ткань кроилась не по долевой нити, а под углом в 45 градусов, после этого даже при минимуме швов и деталей, она становилась эластичной. В таких платьях было легко танцевать джаз и водить машину.
  • Коко Шанель вносит в женскую моду ещё больше практичности. Ее платья вообще лишены сложных деталей и элементов, и представляют торжество прямых линий и геометрических форм. Позже (уже в 1930е годы) она ещё больше будет усиливать акцент на независимости и активности женщин посредством добавления в их гардероб привычных элементов мужского костюма.
  • Ланвен же наоборот - стремилась сохранить даже в максимально простых формах нового силуэта как можно больше женственности и романтизма. В ее платьях преобладали тонкие шелковые вышивки с мелким рисунком, нежные спокойные цвета, мягкие складки и глубокое декольте.

Второй особенностью 1920-х годов стала неуемная тяга к роскоши и жажда ярких впечатлений, лучше всего отразившаяся в великолепии арт-Деко, ставшего основным стилем десятилетия.

Название арт-Деко появилось намного позже - в 1966 году, когда в парижском музее декоративных искусств (об этом замечательном музее можно узнать в отдельной статье) состоялась ретроспективная выставка экспонатов «стиля 1925 года» (именно так сначала называлось это художественное направление - от Международной выставки декоративных искусств 1925 года). С французского Art Deco - сокращённое от l’arts décoratifs - декоративное искусство.

Основной его особенностью стало все тоже стремление к простоте форм, симметрии, практичности. А роскошь и красоту призваны были, как и в одежде, обеспечивать мелкие декоративные элементы, материал и его фактура. Предпочтение отдаётся ценным породам дерева, слоновой кости, шагреневой коже, всему блестящему и необычному. Хрусталь, оникс, нефрит, лазурит, обсидиан - становятся излюбленными материалами для изготовления предметов декора и конечно - украшений...

Кроме того, Арт-Деко как нельзя лучше передавал сам дух эпохи. Все более ускоряющийся темп жизни, неуемная жажда новых впечатлений, стремительность, динамизм отражались в рисунках и мотивах в виде металического блеска молний, ярких пучков лучей восходящего солнца, водных брызгов морских волн и развеваемых порывами ветра тонких тканях. Казалось этому великолепию не будет конца...

Все спешило и неслось куда-то в сумасшедшем ритме джаза, танго и факстрота. Именно в эти годы стремительно развивались кинематограф и радио - самые доступные «радости» жизни, возникали многочисленные дансинги и коктейльный вечеринки, стирались границы между странами благодаря появлению пассажирских авиаперелетов. Жизнь становилась все ярче, все насыщенней - буквально лилась через край. И вместе с тем - захлебывалась...

В общем многообразии красоты, роскоши и блеска все более ощутимым с течением времени становилось ожидание близкого конца, весь мир казался пронизан каким-то странным лихорадочным огнём - как буд-то загнанный до предела он существовал на последнем надрыве...за которым его ждало паление и крах...

Такой крах действительно наступил - первый мировой экономический кризис 1929 года. Он резко и жестко оборвал счастливый век джаза - блистательная эпоха умерла с тем же шумом и стремительностью, которые были ей свойственны на протяжении всего ее краткого существования.

Не сложно заметить как созвучен надрыв, внешний блеск, экспрессивность и жажда жизни этой великолепной эпохи сытым 2000-м. Как перекликаются нравы и пороки флэпперов с чертами, которые пропагандируют образы известных кингероинь начала 21 века и прежде всего знаменитая четверка во главе с Кэрри Брэдшоу. Кажется, что мир просто совершил очередной виток и вернулся в исходную точку.

Наверное именно поэтому именно последняя экранизация «Великого Гэтсби» оказалась самой успешной. Она просто появилась в нужное время, а остальной эффект довершили бесподобные наряды Прада, украшения Картье, ну и конечно - замечательные актеры. Сумевшие реалистично передать живую трагедию настоящей любви в таком красивом, абсолютно искусственном мире.

«Ничтожество на ничтожестве, вот они кто. Вы один стоите их всех, вместе взятых» (слова Ника, адресованные Гэтсби)

🌺Если Вам нравится изучать красоту во всех ее проявлениях, вы можете подписаться на мой канал🌺

Если вам интересна тема моды и декоративного искусства, то для вас есть другие статьи канала на эту тему. Например: о фильме «Гордость и предубеждение», о моде «Унесённых ветром», о первом журнале мод Harper’s Bazaar.