Есть памятники, которые своим величием, мощью и красотой не только по праву становятся достоянием человечества, но и вызывают всеобщее восхищение, поколение за поколением, вот уже несколько столетий.
Так обстоит дело с Куполом Брунеллески во Флоренции - символом Возрождения и памятником изобретательности человека. Одного человека, то есть его автора.
На момент постройки Купол Брунеллески был самым большим в мире: он до сих пор остается самым большим куполом в каменной кладке из когда-либо построенных .
Но как? Первый архитектор собора Арнольфо не оставил никаких указаний после себя, как накрыть храм. Предполагается, что он, действительно, знал, как это сделать. Но нельзя исключать и тот факт, что он ограничился лишь задумкой великой идеи, позволив своим последователям найти способ осуществить ее на практике.
Построить крышу такого размера было немалым подвигом, и даже пример купола Пантеона в Риме, все еще чудесно неповрежденного, не помог: древние римляне сделали его из бетона, техника, которой больше никто не знал. Купол флорентийского собора должен был быть построен из камня или кирпича , подобно сводам готических соборов.
Так как строительство деревянной арматуры для купола, начинавшейся от земли и возвышавшейся на девяносто три и более метра (речь идет об эквиваленте 31-этажного дома), считалось не только невозможным, но и слишком дорогим. Кроме того, никакая порода дерева не могла выдержать вес такой большой и тяжелой крыши.
Смелая конструкция
Конкурс 1418 г. требовал решения этой проблемы: «стоит ли» строить купол или нет, а «как» его строить . Семнадцать архитекторов представили свои проекты, в том числе Филиппо Брунеллески (1377-1446).
Его идея была проста и в то же время гениальна: создать «самонесущий» купол, построенный без ребер и способный поддерживать себя на каждом этапе своего строительства. Он подготовил модель и смоделировал строительство купола (очевидно, в масштабе) в церкви Сан Якопо Сопрарно.
Получив одобрение, Брунеллески построил двухкупольную конструкцию, то есть два отдельных купола, один внутри другого, соединенных двадцатью четырьмя шпорами (горизонтальными арками жесткости), укрепляющими внутреннее пространство и разбивающими очень широкие грани на три части снаружи.
Внутри арок, между куполами, устроена лестница, ведущая наверх конструкции.
Купол был построен из камня в нижней части, насколько это позволял изгиб стен. Затем использовались кирпичи, уложенные «елочкой», которая заключалась в расположении кирпичей вертикально, вслед за другими, уложенными плоско.
«Великолепный и раздувающийся» купол
По причинам статичного характера Брунеллески был вынужден создать конструкцию стрельчатой формы, то есть не полукруглой, а с заострением, как типичные готические арки.
В отделке архитектор ярко проявил свои дизайнерские способности. Отбросив всякое решение, направленное на то, чтобы визуально связать его сооружение с ранее существовавшими сооружениями четырнадцатого века, он определил образ купола через простой, но очень эффектный хроматический эффект, хорошо ощутимый даже за многие километры, Поверхность купола была покрыта красной черепицей и разделена восемью гребнями из белого мрамора, расположенными в соответствии с угловыми ребрами.
Эти гребни не несут несущей функции, но представляют собой легкий каркас, подобный зонту, из-за чего стены кажутся натянутыми мембранами.
Купол, «великолепный и вздымающийся», по словам Антонио Манетти, биографа Брунеллески, жившего в пятнадцатом веке, таким образом кажется подвешенным над городом, за профилями крыш, Четкий профиль силуэт купола придает ему исключительную ландшафтную ценность, обязательный визуальный ориентир для всей территории Флоренции, учитывая, что купол виден за 70 км