Найти в Дзене
Гусли-самогуды

Чечевица

Мало кому посчастливилось встречать в Кавказских горах редкую и очень нарядную птицу — большую кавказскую чечевицу.

Гранатово-красная накидка самца — вели­чиною с крупного воробья — усыпана на го­ловке и груди мелкими серебристыми крапин­ками. Темно-бурые крылья оторочены алой каемкой.

Разительно скромен убор самки. Темно-зе­леная спинка переходит в бурые хвост и крылья. Грудка же светло-серая. Но зато сколько любви и верности таит маленькое сердце под простым нарядом!

— Чечевицу вииидел?! Чечевицу видел?! — на всю горную округу протяжно засвистит весною красавец самец.

Приглядев себе весной подругу, самец вовсю красуется перед ней. Раздувает бархатно-красную грудку. Приспустив крылышки, от­чаянно семенит то в одну, то в другую сторону и часто кланяется.

Но всему свое время. Одною песней дом не построишь. Пора и за дело браться. Увы, все заботы о домашнем крове ложатся на плечи бедной самки.

-2

— Тию-ти, тию! — звенит в самый разгар строительства беспечная песня нарядного самца.

Тем временем примется заботливая чечеви­ца раздирать клювом на тонкие нити древес­ную кору. И, перевивая их пушинками от гор­ного козла, застилает для будущих малышей мягкую постельку.

Двенадцать дней терпеливо высиживает пугливая самка яйца.

Если в эту пору вплотную подойти к гнезду и даже коснуться рукою наседки, то скорее ум­рет маленькая хранительница семьи, чем оста­вит заветные яйца.

Минует срок. Разбив бирюзовую скорлупу, выйдут на белый свет пять птенцов. Широко разевая желтые рты, будут ждать они от сам­ки обеда: червячков, гусениц, а то и ягод брус­ники или калины.

Подросшие самцы после первой линьки об­лачаются в наряд, схожий с материнским. Две жестокие зимы надлежит встретить им в горах. Испытают они и холод и голод, скитаясь по снежным ущельям в поисках золотистой обле­пихи. Наберутся опыта, сноровки. И одарит их тогда мудрая Природа чудесным гранатовым убором.

-3

Заскачет по снегу самец, гордо выпячивая вперед жарко-красную грудку.

Далекие братья и сестры нашей чечевицы, что живут в Европе, страшатся суровых холодов и улетают на всю зиму в теплую Индию. Но в жизни не покинет своей горной родины боль­шая кавказская чечевица. Лишь глубокой зи­мою слетают птицы поживиться ягодой к реч­ному ущелью, где, объятый пеною, черным ска­куном несется бешеный Терек. Чтобы с первым теплом снова подняться к ледникам Кавказа, горящим розовым огнем в лучах восходящего солнца.