Найти тему

Кооперация – спасательный круг малого бизнеса в кризисе

Уважаемый читатель!

Следующую публикацию на нашем канале мы собирались посвятить интересным технологиям и приемам, которые используются в кооперации в разных странах. Рассказать об уникальных подходах и явлениях, которые потенциально могли бы быть использованы в нашей стране. Однако, водоворот событий, связанный с распространением пандемии COVID-19, настолько перевернул жизнь, что мы решили поделиться нашими размышлениями о возможностях, которые открываются для развития кооперации и использования ее преимуществ как самой эффективной формы хозяйствования для субъектов МСП.

Итак, что мы видим сейчас по факту в РФ и мире:

  • По молчаливому, или не совсем, согласию мировых элит, или ввиду объективных обстоятельств, связанных с пандемией коронавируса, мировой экономический кризис уже наступил. А что это за «зверь» - COVID-19 - до сих пор пока никто внятно и не объяснил. Во всяком случае, комплекс предпринимаемых мер у нас, и в крупнейших странах, представляется, мягко говоря, чрезмерным по сравнению с озвученными фактами по степени контагиозности и смертности, которые не идут ни в какое сравнение ни с «испанкой», ни с чумой. Если торговые войны, санкции и объявленные эмбарго были лишь прелюдией, то мировая пандемия “наскоком” сделала кризис свершившимся фактом.
  • Мир меняется на глазах. Послевоенная модель мироустройства рушится, международные институты де-факто обанкротились. В режим самоизоляции перешли не только жители, а целые страны - начался процесс размежевания. Усиливающиеся в кризис диспропорции в экономике ведущих стран неизбежно приведут к схлопыванию «пузырей» деривативов и фондовых рынков. Наверняка изменится и карта мировых валют.
-2
  • В России, в очевидном столкновении элитных кланов - с одной стороны компрадоров, занимающих ключевые позиции в экономике и финансах с 90-х годов прошлого века, c другой - «государственников», чьи интересы сосредоточены в национальных рамках, в условиях продолжительной «самоизоляции» малый и средний бизнес, самозанятые, а это около 30 млн. человек, ныне предоставлены сами себе! Элитным группировкам в схватке на фоне коронавируса просто не до них.
-3
  • Поставлены на грань выживания целые направления деятельности: ресторанный бизнес, фитнес индустрия, сфера бытовых услуг, отельный бизнес. И это всего за неделю! Объявленные меры поддержки выглядят куцыми и не доработанными в приложении к реальности. Да, и комментарии финансовых властей на все эти меры попросту дезавуируют даже небольшой их позитив. Неужели средний слой бюрократии, застывший в либеральном эгоизме гайдаровских отмазок про «не вписавшихся в рынок» станет строго исполнять даже самые благие поручения руководства? Вопрос риторический… А если «умножить» это на банальную дурь рядовых (и не рядовых) исполнителей?
-4
  • Новая модель экономики, какая бы она не была после кризиса, должна быть социально ориентированной. И это не идеалистическое благое пожелание, а требование - запрос на это в обществе (и не только Российском) настолько ярко выражен, что игнорировать его уже невозможно. Основные принципы либеральной экономики, выраженные в примате получения прибыли (не важно, за счет добавленной ли стоимости или капитализации ожидания таковой) и индивидуализма явно продемонстрировали свою несостоятельность и ущербность.
-5

Что же будет дальше и как выжить в кризис? Что нас ждет? Поворот к благоденствию и справедливости или пертурбация элит с закреплением курса на тотальный контроль политической и экономической жизни общества? В звучащем пинг-понге мнений, догадок и прогнозов хора «либералов» и «патриотов», левых и правых консерваторов ответа на простой вопрос, как построить достойную жизнь граждан, нет.

Есть только уже докризисные пожелания и инициативы Президента выплачивать пособия за рождение детей, законодательно закрепить минимальный уровень оплаты труда и пенсий, перестать «кошмарить» малый бизнес, поддерживать его, делать «прорывы» в «нацпроектах», технологиях, в защите прав инвесторов. Все это хорошо, а делать-то что?

Применение подходов Agile и им подобным в привычной парадигме ведения бизнеса, нашими предпринимателями уже не панацея от системных сбоев. Многие из них, где бизнес модель позволяет, уже перестроились на режим работы онлайн - действия, безусловно, полезные и правильные. Тем не менее, сама парадигма ведения бизнеса по канонам, очевидно умирающей экономической модели (начавшийся кризис ее успешно добивает) - недолговечна.

Альтернативная модель. Очевидно, что наиболее логичным в процессе слома текущей экономической модели был бы переход на альтернативную модель, элементы которой были успешно реализованы и показали свою эффективность в советское время, в особенности в послевоенное десятилетие: плановая экономика, мощный государственный сектор, двухконтурная финансовая система. Именно в это время весь малый и средний бизнес был сконцентрирован в рамках артелей. И, надо признать, их деятельность была весьма успешной (см. предыдущую статью). Тем более, что именно артельный принцип самоорганизации очень органично отвечает глубоким традициям общинности, заложенных вековой историей России.

При условии применения опыта и моделей в других странах (например, Швейцарии) подобный опыт самоорганизации малого и среднего бизнеса может стать именно тем экономическим укладом, который позволит не только выжить, но и обеспечить взаимное благосостояние. Нас - малый бизнес, игнорируют и выдавливают из экономической жизни в рамках установленных ИМИ правил, так почему бы нам просто не перейти на другой уровень, где эти правила не действуют?!

-6

Традиционная парадигма. И действительно, действующее законодательство по кооперации (в частности, потребительской и производственной - ФЗ 3085-1 и ФЗ 47 соответственно) позволяют эффективно решать задачи по обеспечению занятости, производства, спроса и устранения многих барьеров, которые мешают предпринимателям в традиционной экономической парадигме:

  • высокие налоги;
  • транзакционные издержки в изготовлении сложной продукции с высокой добавленной стоимостью (налоги, включая НДС, в цепочке смежников делают продукцию высокого передела дорогой и неконкурентоспособной);
  • изменения, включая создание новых операционных единиц бизнеса (филиалы, дочерние и аффилированные компании), которые постоянно приходится регистрировать;
  • жесткий регламент налоговой отчетности при постоянном контроле через онлайн-кассы;
  • ограничения на выплату вознаграждения, как для работников, так и владельцев (как налоговые, так и постатейно);
  • дорогое финансирование.

Преимущества модели кооперации. Список можно продолжить, однако именно эти факторы являются ключевыми. Так что же тогда в кооперации? Напомним определение кооператива - это автономная ассоциация людей, добровольно объединившихся для удовлетворения своих общих экономических, и социальных потребностей в совместной деятельности на основе самоуправления, взаимопомощи, взаимовыручки и демократического управления.

-8

Чтобы читатель «почувствовал разницу» между кооперативной моделью и привычными коммерческими образованиями, используем прием множества «НЕ»:

  • Самозанятый, мелкий или средний предприниматель, вступив в кооператив и получив, в лице других его участников потенциальную аудиторию для сбыта результатов своей деловой активности, НЕ нуждается в регистрации.
  • Сбыт результатов своего труда другим участникам кооператива через механизм взносов и их возврата НЕ облагается налогами вовсе.
  • Услуги другим участникам кооператива - пайщикам - НЕ требуют лицензирования.
  • В кооперативе, где объединены поставщики и потребители, отсутствуют посредники - они просто НЕ нужны.
  • Производственные цепочки, объединенные в один кооператив более эффективны - НЕТ транзакционных издержек в рамках единого кооперативного пространства. Стоимость сложных изделий, в производстве которых задействованы разные комплектующие и разные компетенции, в рамках одной кооперативной платформы более конкурентоспособны.
  • Простой способ масштабирования бизнеса - через создание кооперативных участков - НЕ требует регистрации.
  • Количество участников кооператива НЕ ограничено - кооператив всегда может быть на упрощенной системе налогообложения (и, как следствие, отчетности) независимо от количества участников, которые могут иметь постоянную занятость в работе кооператива.
  • Кооперативам, осуществляющим деятельность в некоммерческом формате (через взносы и их возврат) НЕ нужно иметь контрольно-кассовых аппаратов (ККТ) и онлайн касс – «ока большого Брата».

Прежде, чем перейти к распределению вознаграждения, необходимо отметить, что имущество кооператива принадлежит его участникам - пайщикам, оно общественное, при этом сохраняя частное в самом факте такого участия.

Распределение вознаграждения в кооперативе имеет гораздо более свободный характер:

  • материальная помощь участникам, размер и регулярность выплат которой определяется только самим кооперативом - НИКАКИХ налоговых обременений, за исключением НДФЛ;
  • приобретение имущества и передача такового пайщикам кооператива в срочное (или бессрочное) пользование, таким образом, выполняя социальную функцию, наряду с коммерческой - НЕ облагается налогами.
  • Немаловажной деталью является то, что в паевом фонде (паевые взносы) пайщиков неприкосновенны для рейдеров и кредиторов - на паевые взносы НЕ обращаются иски по долгам пайщиков.

Главный «козырь» - это паевой взнос и его возврат. Паевой взнос безусловно возвратный и имущественный, т.е. вносится любым имуществом (деньги, ведь тоже имущество!). Возврат паевого взноса тоже имущественный и строго на стоимость внесенного имущества, в самом широком смысле этого слова. Другими словами, это наиболее свободный инвестиционный инструмент, который не налогооблагаемый и не декларируемый!

-9

Что в итоге? В условиях, когда любой коммерческий банк нацелен на свою прибыль и норовит высосать из бизнеса максимальное количество финансовых ресурсов, по сути, ввергая его в финансовое рабство, самофинансирование внутренних проектов кооператива и его участников через инвестиционный инструмент паевых взносов оказывается более справедливым.

Понятно, что все методики и приемы самоорганизации и работы в кооперативной парадигме в одной статье не описать. Цель статьи в том, чтобы наш «брат-малый предприниматель», очутившийся в жестких условиях кризиса, задумался об имеющейся возможности внедрения новых принципов и подходов в своей деятельности – «спасение утопающих, дело рук самих утопающих».

А мы, в нашем центре компетенций «СОСЕДИ» всегда будем рады посодействовать!

-10