Работая над материалами к оракульным картам (если точнее, над руководством для колоды, у которой нет русскоязычного гайда, да и англоязычный гайд в сеть никто не сливал), я заметила, что большинство культов и религий относятся к насекомым довольно почтительно. Очень многие народы считали, что эти крохотные живые существа имеют громадную силу.
Пауки и насекомые с незапамятных времен живут бок о бок с людьми, отчего же этим созданиям было не стать частью пласта верований и примет? Хотя бы потому, что непорочное зачатие у отдельных видов муравьев и трутней – нередкое явление, когда потомство может рождаться из неоплодотворенных яиц. То есть без биологического отца.
Многие насекомые имели священное значение в древности, о каких-то видах сочиняли различные таинственные истории и мистические легенды, придумывали приметы и поверья, а на каких-то мелких букашек-таракашек очень страстно желали быть похожими - привлекало поведение и качества (трудолюбие муравья и пчелы, изящество стрекозы, мощь жука-носорога). Внешний вид насекомых вдохновлял на создание неординарных предметов искусства, образы насекомых отливали из металла, отчеканивали на монетах, вышивали узорами на одежде.
Приписывание себе черт кого-то из этих крошечных созданий, выбор тотемов из их числа однозначно говорит о том, что многих насекомых уважали и любили. К слову, недооценивать тотемных насекомых вовсе не стоит – это как раз яркий пример, когда размер не имеет значения, эти крохотные существа могут быть куда умнее, опаснее и проворнее известных хищников из мира животных.
Согласно многим религиозным культам, мир поделён на некоторое количество частей – вспомним то же Мировое Древо и систему, существующую у скандинавов. Девять мифических миров, но три основных слоя – Верхний, Средний, Нижний. Разные виды насекомых соотносятся с разными областями космоса. Пчела и божья коровка связывались с верхней частью Иггдрасиля, кроной, стволом, листьями (правда, пчелу иногда ассоциируют и со стволом, земной частью). Насекомые, что вредят, соотносятся с нижними областями пространства, где произрастают корни Древа, а нередко еще и обрисовывается их связь со злыми духами, дьяволом, чертями.
В сакральных текстах разница между насекомыми наглядно демонстрируется наглядно – те же «божьи» пчёлы, приносящие драгоценный мёд, знаменующие весну и плодородие, и разнообразные насекомые, вредящие людям и домашнему скоту. Ряд северных народов полагает, что насекомые-вредители возникли из множества искр от огня, где было сожжено некое злобное существо женского пола, есть и варианты появления «плохих» насекомых из тела убитого чудовища, превращения в насекомых детей некоего бога, которому изменила жена.
Есть и ещё один популярный мотив – превращение персонажа, бога или человека в насекомое. Во многих мифах можно встретить подобную схему – особенно когда трансформации подвергается человек, виртуозно владеющий неким ремеслом и сохраняющий бесценные умения даже после превращения. Например, богиня Афина обратила в паука ткачиху Арахну.
Все эти процессы превращения лишь доказывают связь людей и насекомых, подтверждая и то, что не просто так многие виды последних используются в виде тотемов – пчела, стрекоза, бабочка, муравей, скарабей, кузнечик.
Сакральная роль насекомых очень велика. Пчёлы и мёд – один из самых очевидных красочных примеров в культе богини Артемиды. Мёд всегда особенно почитался древними – это и напиток богов, и в раю текли мед и молоко, и медом был пропитан ствол Иггдрасиля, и медовые подношения, которые приносили богам плодородия. Пчела считалась настолько священной, что даже молния не могла ударить в пчелиный улей, когда за ним прятались нечистые духи.
В Египте почитали жуков-навозников, они же скарабеи. Он был символов бога солнца Хепера и ассоциировался с воскрешением. А вот бражника «мёртвая голова», получившего название за рисунок на спинке, напоминающий череп, люди решительно записали в предвестники войны, эпидемии, прочих бед и ужасов.
Китайцы очень уважают кузнечиков, полагая, что те приносят изобилие и связаны с многодетностью (большим количеством сыновей, именно сыновей!), а если изобразить это насекомое рядом с цветком хризантемы, это будет указывать на высокий пост. Сверчков же китайский народ видит как символ боевого духа и храбрости в живописном искусстве, в других странах это маленькое уютное домашнее насекомое – олицетворение домашнего очага, удачи, тепла и мужества. Примечательно, что петь могут самцы сверчков, а самки – не умеют.
Во многих культах у экзотических народов есть образ старательного насекомого-трудяги, которое помогало Богу/Творцу в создании мира. Муравей – частый пример такого героя мифов. Крошечные размеры и наличие групповой общности, благодаря чему любая цель становится возможной, совместное существование, всеобщая направленная деятельность.
Образ муравейника же считается связанным с плодородием, а разрушить муравейник – позвать несчастье. Для азиатских же народов муравьи – эдакие насекомые-праведники, обозначающие трудолюбие, патриотизм, порядок, добродетель.
Бабочки во многих сакральных практиках обозначают душу – ее возрождение и бессмертие, а процесс трансформации из гусеницы в бабочку особенно знаковый, связан с перерождением, типичным для многих верований, ведь из обычного незаметного червяка рождается небесное крылатое создание. Японцы считали белую бабочку духом умершего, славяне всех крылатых красавиц записывали в души ушедших предков, а христианство часто рисует младенца Христа с этими насекомыми в руках, напоминая нам, что душа способна к воскресению.
У японцев бабочка олицетворяет грацию, лёгкость, радость, лето, ну и бессмертие, конечно. Китайцы полагают, что изображение этого насекомого рядом со сливой говорит о красоте и долгой жизни, рядом с хризантемой – о красоте в старости. А пара бабочек на картине намекает на гармоничную семейную жизнь в радости, любви и благополучии.
Божья коровка, известная всем с детства, связывается с верхней зоной Иггдрасиля, его листьями и ветвями. Многие европейские народы слагают об этом насекомом сказки и легенды, наделяя жучка всевозможными положительными качества, а вот азиаты к этому созданию равнодушны, в их странах божьих коровок очень мало. Этот милый жучок обычно наделяется связью с удачей, хорошими вестями, добротой и прощением.
Стрекозы, символ лёгкости и быстротечности жизни во многих культурах, для китайцев стали знаком нестабильности и летней поры года. Японцы записали это насекомое в национальные эмблемы, синонимичные образу Японских островов.
А вот муха почти везде выступает как символ назойливости – мучает она и человека, и животных, словом, всех без разбора. Связана с порчей, проклятиями, в религии христиан – воплощение греха, эпидемии. Если это насекомое и олицетворяет какие-то внетелесные силы, то лишь вредоносные, злые. Очень многих демонов изображают в виде мух, многие персонажи черной магии тоже связаны с мухами. Муха – это персонификация образов из нижнего мира, она стала носителем этого благодаря нечистоте и назойливости.
Саранче ничего позитивного тоже не приписывают. Божья кара, опустошение, одна из казней египетских, символ болезни, борьбы, ненависти, разрушающих душу, подобно саранче. Набег туч из этих жадных голодных насекомых, затмевающих солнечные лучи и закрывающих небо собой – то, чего сильно боялись в древности.
Вера народов в то, что наши соседи-насекомые имеют некую священную магическую силу, основывались на невозможности всегда рационально объяснить поведение этих крошечных созданий с точки зрения науки (ну, или того, что могло бы хоть как-то что-то обосновать). Даже если насекомое необычно выглядит или имеет неординарные повадки – этого уже хватало, чтобы приписать маленькой букашке какую-то замысловатую магию.
Многие верования, приметы и суеверия носят в себе ещё один, но неочевидный, потаённый смысл – суметь как-то завладеть силой насекомых, подчинить ее, суметь использовать для себя или хотя бы как-то на неё влиять.