Найти тему
Информатика жизни

Информатика жизни или начало путёвых заметок информатика.

Три года. Три года педагогического стажа в лучшем лицее России, да что там России, лучшего лицея в Томске.

Мне уже давно было что сказать про информатику, про педагогику, да и про всю жизнь... Сейчас мне 30 лет. Пересматривая фильмы и перечитывая книжки знакомые с детства, теперь я вижу совершенно иные смыслы и картины, все сказки стали очень взрослыми, а фильмы серьёзными.

Один из моих главных учителей жизни сказал, что три года - это признак постоянства, это тот первый рубеж когда в тебе можно быть уверенным, что ты не свернёшь, когда на тебя можно положится.

В качестве начала я хочу предложить вам, дорогие читатели, текст, написанный мною при подготовке к конкурсу "Учитель года России - 2020". Не скрою, это явилось итоговым мотиватором, чтобы начать публиковать свой педагогический опыт. Но тем лучше для вас.

В дальнейшем хочу чтобы канал был "без воды", только готовые к использованию примеры и находки. Заранее предупреждаю, что будет очень мало реальных фотографий - я крайне уважаю свою и чужую личную жизнь, и соблюдаю закон о "персональных данных".

А пока, вот как всё начиналось (в статье текста больше чем в заявке на конкурс).

ТФТЛ. Вид на вход учебного корпуса. Зима 2017.
ТФТЛ. Вид на вход учебного корпуса. Зима 2017.

К обязанностям учителя я приступил зимой 2017 года, имея за плечами опыт работы в различных сферах деятельности, инженерное мышление развитое в ТУСУР, службу в армии, знание отцовства двух своих детей и уникальный опыт проведения соревнований по робототехнике с 2008 года.
Собственно, благодаря робототехнике, я и был приглашён на работу в Томский физико-технический лицей. Мне дали сразу все параллели с 5го по 9й классы и классное руководство трудного 7 класса.
Не имея отправных точек, а лишь набор знаний и навыков ИКТ, первые месяцы своей работы я полагался на помощь коллег из соседних кабинетов и воспоминания своих школьных и студенческих будней. Мои наставники в лицее всегда были готовы ответить на любые мои вопросы, но, не имея опыта преподавания в школе, я даже не мог их сформулировать.
Первый учебный год, я опирался на составленные по учебнику тематические планирования и сделанные автором учебника презентации, пытаясь «разбавлять сухую теорию» лишь своим жизненным опытом и любовью к детям. Мне помогли навыки программирования, владение слепой печатью, прекрасное практическое понимание офисного пакета и мультимедийных приложений, уверенные знания разговорного английского и упоительные рассказы профессоров ТУСУР Дацюка и Шандарова о том времени, когда компьютеры были больше людей, а 1 Мегабайт простором для творчества.
Приобретя навыки ведения журналом, написания отчётов, выставления оценок и сдачи табеля по столовой мне очень хотелось дать детям не просто знания и навыки информатики, но сделать учебный процесс таким, чтобы дети с благодарностью вспоминали наши уроки спустя десятилетия. 
Каждое лето я прочитывал книги самых известных миру учителей: Макаренко, Януша Корчака и Библию. Именно оттуда я и черпал любовь к детям, ту в которой они очень нуждаются.
Особенность моего лицея такова, что если в других школах есть проблемы с мотивацией и количеством часов, то моя основная проблема звучала так — половина учеников уже умнее меня (все эти олимпиадники, робототехники, юные дарования, как правило, уже имели солидный багаж знаний). Чего у них не было, так это жизненного опыта и практики, которых у меня было в достатке.
Помимо подготовки к сдаче ГИА, я выбрал три главных направления:
Программирование (минимум на 5 языках к 11 классу, начиная с визуальных)
Офисные пакет, который даст практические навыки для всей жизни и работы
Цифровая культура использования современных технологий
Чтобы более расположить к себе учеников я стал активным участником всех творческих школьных кружков: вместе с ними вечерами пел под гитару неизвестные мне современные песни, вместе с ними играл в спектаклях и готовился к выпускным балам. Это сыграло одну из ключевых ролей, чтобы дети любили мои уроки.
Я начал изучать языки программирования и технологии выходящие за рамки школьной программы, старался записываться на все тематические семинары и конференции, тесно поддерживал контакт с выпускниками и коллегами, часами изучал тематические сайты, проходил профессиональную переподготовку и усердно искал контакты лучших IT-компаний города, чтобы сводить детей на «цифровое» производство. Пока мне удалось провести только 4 таких экскурсии, но дети говорили, что мышление их просто переворачивалось. 
Расширяя кругозор, я изучал новые цифровые ресурсы и системные подходы. Удаётся уже с 5 класса делать почти все уроки проектными, практическими и метапредметными. Информатика для этого крайне удобна, потому как работает с информацией, а её можно наполнить различными смыслами. Программы даже на уровне 5 класса способны воспроизводить математические и физические модели, большинство терминов я даю детям сразу на английском языке, а все проекты и задания всегда можно скорректировать под уровень знаний и увлечения каждого ученика.
Всегда стараюсь держать связь с учителями математики и физики, чтобы программировать и закреплять знание тех тем, которые у учеников по программе (отрицательные числа, градусы, графики, решение уравнений).
В каждом ученике стараюсь увидеть его интерес, таланты и перспективу, для каждого корректирую траектории обучения. Есть база, безусловно, но не все девочки и мальчики должны становится программистами, есть ещё дизайнеры, менеджеры проектов, тестировщики, архитекторы систем, локализаторы. Если я вижу склонности к какой-либо цифровой технологии, я предлагаю участвовать в соответствующих конкурсах и проектах. Именно так в Томске появился мировой чемпион Ворлдскилс по компетенции веб-дизайна Гетагазов Умар, так появились региональные чемпионы по робототехнике и проектной деятельности Бородатов Егор и Агафонов Артем, так воспитывался победитель олимпиад по информатике Лучкин Вячеслав и многие другие. Эти ребята далеко убежали вперёд меня... Но настоящий тренер, это не тот, кто умеет делать мировые рекорды, а тот, кто может направить и воспитать чемпионов.
За три года педагогического стажа я успел:
провести 3 региональных и 5 международных чемпионатов по робототехнике,
запустил волонтерскую деятельность для онкобольных детей в областной больнице (провожу уроки робототехники и информатики), 
воспитал, наставил и выпустил свой классный класс
трижды проводил очные мастер-классы для учителей информатики Томской области и каждый год мне было что сказать нового, чтобы помочь и вдохновить своих коллег. 
Не смотря на всё это, каждый год (вот уже 3 раза) у меня возникает состояние полного недовольства своей деятельностью, мне кажется, что многие делаю не так и недостаточно…. Но более старшие и опытные коллеги говорят: «Такие мысли бывают только у хороших учителей. Хороший учитель всегда хочет большего для учеников»