Найти тему
Strategeum-Y

Шойгу и Военно-строительная компания: борьба за монопольный ресурс

Распоряжением правительства министр обороны РФ Сергей Шойгу назначен председателем наблюдательного совета Военно-строительной компании на пятилетний срок. В состав набсовета вошли еще шесть человек на такой же срок: первый замминистра финансов Леонид Горнин, начальник экспертного управления президента РФ Владимир Симоненко, замминистра экономического развития Азер Талыбов, председатель «Промсвязьбанка» Петр Фрадков, первый замминистра обороны Руслан Цаликов, министр строительства и ЖКХ Владимир Якушев. Тем не менее, борьба за реальный контроль над новым монополистом не завершена. За пост руководителя развернулась нешуточная борьба между ведущими московскими группами влияния.

Указ о создании Военно-строительной компании (ВСК) в форме публично-правовой компании президент РФ Владимир Путин подписал в октябре. Как отмечалось в указе, компания создается для «обеспечения защиты государственных интересов при организации и осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов военной и социальной инфраструктуры». Функции и полномочия учредителя будет осуществлять минобороны. Созданная компания будет выполнять гособоронзаказ, а также реализовывать госпрограммы и ФЦП

Ранее военное строительство находилось в ведении Федерального агентства специального строительства (Спецстрой). В конце 2016 года Спецстрой был расформирован, а структуры из его состава были переданы в Военно-строительный комплекс минобороны.

В 2017 году Спецстрой как юридическое лицо прекратил свое существование. Однако за ним осталось долгов свыше 34 млрд рублей. Недоброжелатели Шойгу считают, что если бы Спецстрой продолжал существовать, судебные иски могли парализовать работу всей строительной сферы минобороны. И что именно поэтому пришлось создавать Военно-строительную компанию.

Главная задача ВСК — вывести военную стройку из коммерческого сектора. Утверждения критиков этого проекта о том, что за рубежом, в странах «большой семерки» инвестиционно-строительные проекты реализуются частными компаниями, имеющими соответствующие формы допуска, на конкурентных принципах, представляются не вполне корректными. Достаточно напомнить о таком строительном монстре, как Инженерный корпус армии США.

Но что касается объектов, не связанных с прямым военным предназначением, это решение автоматически создает на рынке нового монстра-монополиста. Компания станет единственным претендентом на освоение 1 трлн руб. из госбюджета, выделяемых на строительство военных объектов в госпрограмме вооружений на период до 2027 года.

ВСК сможет приобретать землю для строительства, необходимое имущество и технику, а также участвовать в концессиях и проектах государственно-частного партнерства, учреждать дочерние компании, приобретать доли в уставном капитале и акции предприятий. При этом ВСК сможет строить не только военные, но также инфраструктурные и социальные объекты и жилье. Компания уже заключила и выполняет несколько контрактов, никак не связанных с армией и обороной.

Очевидно, что такой ресурсный потенциал не мог оставаться не замеченным со стороны групп влияния и аппаратно-технократических коалиций. Борьба, как отмечают в московских СМИ, идет весьма серьезная.

Естественно, главный претендент — Сергей Шойгу, не только политический технократ, возглавляющий министерство обороны, но и располагающий влиянием и ресурсами за пределами оборонной сферы. С учетом его многолетнего неформального партнерства во власти и бизнесе с такими мощными фигурами, как Геннадий Тимченко и Валентина Матвиенко, шансы группы Шойгу считаются наиболее предпочтительными. Тем более, что компания уже формируется за счет фирм и людей, которые были под началом минобороны.

Как сообщается в СМИ, в ВСК уже вошли 11 компаний, ранее подведомственных Спецстрою и Военно-строительному комплексу минобороны. Это пять строительных предприятий в четырех военных округах и на Северном флоте. Плюс три специализированных предприятия: по строительству дорог и аэродромов, по созданию причального фонда и гидротехнических сооружений, а также для объектов сил ядерного сдерживания. В эту же систему включаются два проектных института и также Главное управление обустройства войск в качестве технического заказчика. В ближайшее время будут сформированы филиалы ВСК во всех военных округах и на Северном флоте и подразделения для строительства специальных объектов.

Естественным кандидатом от группы Шойгу на должность руководителя считается нынешний замминистра обороны Тимур Иванов, который уже сейчас непосредственно курирует создаваемую компании.

-2

Если Сергей Шойгу получает ВСК под свой реальный контроль, то его контролируемый ресурс в части бюджетных денег увеличивается чуть ли не на треть. А то, что у него с каждым годом нарастает интерес к масштабным девелоперским проектам, особого секрета не представляет. При этом Шойгу как признанный мастер административного пиара умело подверстывает все это к актуализируемой им повестке. В марте многие наблюдатели обратили внимание на предложение министра обороны проверить состояние объектов, переданных его ведомством гражданским властям за последние шесть лет, из-за появляющихся в СМИ сообщениях об их плачевном состоянии. «Было бы полезно провести анализ состояния переданных за шесть лет 3956 земельных участков, 285 медучреждений, 312 домов офицеров, в которых до передачи кипела жизнь. Информация, поступающая из СМИ, говорит об их крайне плачевном состоянии», — сказал он.

Однако не все безоблачно для военного ведомства, и Сергей Шойгу не всесилен. Так, суд вновь оставил в СИЗО начальника связи вооруженных сил России генерал-полковника Халила Арсланова, который обвиняется в хищениях 6,7 млрд руб. (подробнее о сути дела см. наш материал). Но Шойгу не «сдает» своего подчиненного, не освобождая его от должности.

Не исключено, что Владимир Путин решит «сбалансировать» влияние министра обороны в ВСК. И желающие продвинуть своих людей в многообещающую компанию развернут активность.