Найти тему
Антон Владимиров

Корпорация ДЗЕН: о контенте и человечности.

Заранее простите меня, если я развею ваши наивные мечты. В этой статье я расскажу вам про внутреннюю кухню Дзена, и любых других подобных сервисов.

Всё, что вы здесь услышите, рождено многолетним опытом работы с ними. Материал большой. Но, если вы хотите действительно узнать правду, придётся прочесть его весь. Зачем ? Чтобы вы больше не заблуждались, и поняли Правила Игры.

Фото klimkin с сайта Pixabay
Фото klimkin с сайта Pixabay

Сразу скажу, что статья ни в коем случае не направлена на очернение кого-либо. Равно как и на то, чтобы показать автора в выгодном свете, какой он крутой. Нет. Она просто объясняет суть, не более того. И помогает.

Экспозиция

С середины 2000-х годов я занимался сайтами. Начинал с HTML, клепал страницы вручную. Потом - системы управления типа Вордпресса, Джумлы, и так далее. Работал с контекстной рекламой Google Adsense, когда там была еще реферальная программа. Бегун. Яндекс.Директ. Статейные биржи. Продажа ссылок на sape.ru. Для многих пользователей эти названия сегодня не говорят почти ничего. Поэтому, кто не знает, что это, может пропустить. Перейдем сразу к сути.

Акт первый

Итак. Сотни и тысячи вопрошают безмолвный Дзен, когда же он начнет с уважением относиться к своим авторам. Это значит - побольше посвящать их в дела своего алгоритма, давать сытные показы, разумно отвечать в поддержке, и платить очень много денег.

Авторам кажется, что, раз они - создатели контента, без которого не было бы и Дзена, то это значит, будто бы они имеют право на всё перечисленное.

На самом деле, дело обстоит совершенно по-другому.

Акт второй

Яндекс - это огромная финансовая корпорация, зарабатывающая миллиарды. В таких корпорациях участвует огромное количество людей - винтиков общей системы. В них также существуют свои правила, которые входят в корпоративную политику.

Фото Steve Buissinne с сайта Pixabay
Фото Steve Buissinne с сайта Pixabay

Если Яндекс начнет посвящать авторов в свой алгоритм, то они получат возможность влиять на него. Например, зная слабые места ранжирования, можно создавать псевдо-статьи из краденого контента, и накручивать рейтинг.

"Но как же так !" - скажете вы, - "Ведь нужно работать честно ! Ведь системе выгодно, что мы делаем качественные оригинальные статьи, на них показывается реклама, и все зарабатывают".

Действительно. Но вы видите эту систему такой, какой она должна быть, то есть идеальной. На практике система не такая. Она заточена под корпорацию, а не под вас.

Вы не дождётесь никакой особенной "человечности поддержки". Хотя бы потому, что в функции поддержки не входит человечность в принципе. Если бы она туда входила, то Яндексу пришлось бы содержать огромный штат агентов, какие бывают в социальных сетях (несколько тысяч человек).

Эти люди должны знать всё, или почти всё, находить и использовать то, чего не знают, и уметь рассказать об этом любому человеку, с любым IQ. Они должны быть одновременно психологами, личными советниками и наставниками, и отвечать на любой вопрос. При этом такой агент никогда не должен выходить за рамки регламента, делать, как говорят, и довольствоваться весьма небольшой зарплатой.

Соцсети ищут таких людей, находят, и тратят на них немало денег. Но Яндексу незачем это делать, так как ему нужны люди с другими требованиями. Которые знают то, что надо знать, и не рассказывают то, о чем не надо рассказывать. Такие немногословные, в чёрных костюмах =)

При этом поддержка Дзена обладает вполне достаточной человечностью по сравнению с поддержкой SEO Яндекса (об этом я могу судить по многолетнему опыту общения). У них разные задачи, и разная аудитория, хоть в чём-то она и пересекается.

Вы наверняка хотите получить множество сытных показов. Но вам дадут столько показов, сколько захочет корпорация. От неё зависит, сколько раз ваша статья будет в принципе присутствовать в ленте Дзена. Показы дадут в то время суток, и в такой конфигурации, как они этого захотят.

Можете ли вы заработать деньги ? Да, конечно. Но не больше, чем в любой корпорации, в которой вы не принадлежите к Совету директоров.

Акт третий

Что будет дальше с Дзеном ? А дальше будет следующее (но это не точно, всё зависит от политики продвижения, и общей экономической ситуации):

Конкуренция среди авторов будет всё больше возрастать. Когда она возрастет настолько, что каналов станет слишком много, Дзен начнет оптимизацию.

Фото  Gerd Altmann с сайта Pixabay
Фото Gerd Altmann с сайта Pixabay

а) Вначале они выяснят, какие статьи и каналы приносят наибольший отклик по рекламе (для этого собирается детальная статистика).

б) Затем те статьи и каналы, которые приносят наименьший отклик, подвергнутся санкциям. За кликбейт, за контентный спам, за неформат (так как, возможно, введут какие-нибудь новые стандарты для публикаций).

в) Далее, возможно, ужесточат правила для новых авторов (повысят порог дочитываний, еще что-нибудь).

г) Все эти меры приведут к тому, что многие интересные авторы (писатели, блоггеры и т. д.) начнут уходить. Так как усилия, которые будут потрачены на создание контента, не будут себя окупать. Лента будет замусориваться большим количеством материала, который дает хороший отклик на рекламу, но сам имеет низкое качество (мы уже это наблюдаем во всех тематиках).

д) В свою очередь, всё это приведет к тому, что начнут уходить и читатели, уставшие от желтой прессы и инфомусора.

е) Как только отклик от рекламы станет меньше неких пороговых значений, которые установлены экспериментально, проект "Дзен" будет закрыт. Яндекс скажет, что сожалеет о том, что такие интересные и крутые авторы не смогут больше писать и черкать на такой классной платформе.

Да, он будет закрыт. Как закрыли "Яндекс.Блоги". Как закрыли "Народ". Как закрыли Центры обслуживания партнеров Яндекс.Директ. Как отключили реферальную программу в том же Adsense, и снизили выплаты вообще везде, во всех рекламных сервисах.

Разумеется, пока Яндексу выгодно существование Дзена, он может быть отличной площадкой с мощным потенциалом по аудитории. Поэтому логично это использовать, пока есть такая возможность. Насколько активно - решать вам.

P.S. Корпорация - это машина. А машина не может быть хорошей или плохой. Более того, многие стали успешными в экосистемах корпораций. Потому выход один - стать настолько интересным, чтобы люди сами искали ваши публикации и проекты. Ибо в таком случае вам будут рады и на Дзене, и вообще везде.

Самое главное: не стоит полагать, что Дзен (или Adsense, неважно) - это такая добрая няня Арина Родионовна, которая будет вас опекать, и читать вам на ночь сказки. Скорее, это Мэри Поппинс, которая может покинуть вас, когда захочет. Но может и наградить, если вы будете себя хорошо вести.

Разумеется, в Дзене всё это понимают и знают. И потому будут стараться вытащить из проекта как можно больше весёлых долларов. А вам только этого и надо, не так ли ? Потому вряд ли стоит ожидать закрытия Дзена в ближайшее время.