В связи с введением карантина в России до 30 апреля закрыто около 15 тысяч предприятий общественного питания и более 40 тысяч магазинов. Закрыты частные парикмахерские, салоны красоты, фитнес-клубы и прочие заведения из сегмента услуг. "Нам обещали сохранение зарплаты, но это смешно, потому что основной доход я получаю в виде 50% от каждого клиента, - рассказала парикмахер Майя, работавшая в одном из салонов эконом-класса в Москве. - Мы не уверены, что после каникул все вернется на круги своя, владелец сказал на всякий случай забрать все свои вещи".
"Я закрыла уже пять кафе из 33 московских. Выручка по сети упала на 85%. 90% малых и средних предпринимателей - таких, как я - не смогут оправиться от вируса", - написала в своей авторской колонке на сайте Forbes владелица сети детских кафе "Андерсон" . На встрече с президентом РФ Владимиром Путиным на минувшей неделе она заявила, что без принятия срочных мер "восстановление займет не дни, не недели, а много месяцев, даже лет",
По ее словам, на встрече с первым вице-премьером РФ Андреем Белоусовым удалось согласовать многие вопросы. Однако конкретные решения властей пока не озвучены - вероятно, прорабатываются механизмы. "Но тут надо понимать, что предприниматели физически могут не дотянуть до того времени, когда эта помощь придет", - предупреждает Алексей Коренев.
Так всё таки,как можно выстоять?
На трех примерах малого бизнеса рассказали, что делать, если раньше вы не были сильны в онлайне.
Первый случай. У вас цветочный магазин. Вы наладили поставки в карантин, делаете букеты на заказ, но продаж мало, и они не покрывают себестоимость сырья.
Решение. Увеличивайте охват с помощью таргетинга, выстроенного по локации и целевой аудитории. С подписчиками контактируйте часто и прицельно: наполняйте аккаунт, снимайте сториз, интегрируйтесь к блогерам.
Совершенствуйте контент: делайте его цельным — визуал в одном стиле и легкий продающий текст.
Оцените интерфейс сайта, он должен быть удобным и приятным.
Упростите коммуникацию: соберите чат-бота на платформе. Сейчас их много, например, Botmother или Chatfuel.
Напомните подписчикам, что букет можно заказать через мессенджеры — это быстрее и проще.
Второй случай. У вас салон штор. Продукт дорогой, качественный и в 90% случаев продается только оффлайн, потому что клиентам важно посмотреть на цвет вживую или потрогать ткань. Если раньше сайт выполнял чисто имиджевую функцию, сейчас вы должны сделать его инструментом продаж.
Решение. Повышайте конкурентность сайта. Делайте его простым и удобным, подстраивайте под потребителя.
Оцените юзабилити и проведите А/В тестирование, чтобы быстро обнаружить проблемные зоны.
Разместите на веб-странице видеообзоры с инструкциями: как правильно делать замеры окон, или какие ткани лучше всего подойдут в спальню.
Добавьте калькулятор расчетов с простыми кнопками и всплывающими подсказками.
Превратите продавцов-консультантов в онлайн-операторов, которые помогут клиенту сделать заказ.
Добавьте уникальное предложение, например, подборка палитры штор на основе фотографии комнаты.
Проверьте историю отзывов, она должна работать на вас.
Третий случай. Вы владелец кофейни у дома. Лучший способ выжить — интегрироваться в доставку. Пускай ассортимент у вас небольшой, но товары для обслуживания кофемашин, сам кофе и круассаны к нему — хорошее предложение для для офисных клерков, которые привыкли начинать рабочий день с латте на соевом.
Решение. Развивайте инстаграм, снимайте сториз о том, как правильно варить кофе, и чем робуста отличается от арабики.
Заказы принимайте в мессенджерах, таким образом вы упростите коммуникацию и соберете базу контактов.
Разрабатывайте контент-план и придумывайте инфоповоды: день миндального круассана, неделя карамельных сырников — регулярно, но ненавязчиво касайтесь клиентов.
Меняйте бизнес-модель частично или комплексно, но главное — меняйте.