Найти тему

Три главных плюса и минуса ведения бизнеса через ООО

Оглавление

Автор статьи: Александр Телешинин, практикующий юрист, магистр корпоративного права Юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, аспирант кафедры предпринимательского права.

Приветствую Вас, уважаемые читатели!

В этой статье я расскажу о трех главных плюсах и минусах ведения бизнеса в форме общества с ограниченной ответственностью (ООО).

ООО - это юридическое лицо. Со своими собственными правами, обязанностями, имуществом и ответственностью.

Когда Вы создаете ООО, то приобретаете в нем долю в уставном капитале. Эта доля выступает в роли самостоятельного актива. Долю можно продавать, сдавать в залог и распоряжаться иным образом. Не обязательно при этом быть директором (хотя допустимо). Директором можно поставить доверенное лицо. Единоличный исполнительный орган (директор) выступает в роли представителя ООО - заключает сделки, подписывает платежки, занимается кадровыми вопросами и т.д. При этом он не претендует на дивиденды общества и принятие решений по системным вопросам.

Какие права дает доля по отношению к ООО? Таких прав достаточно много. Глобально их можно разделить на права (1) управления, (2) требования дивидендов и (3) требования ликвидационной квоты.

Более подробно об ООО я изложил в выпуске на своем YouTube-канале - ссылка на видео.

Обладая долей, Вы управляете бизнесом и извлекаете из него прибыль опосредованно - через корпоративную оболочку ООО. Эта оболочка дает Вам ряд существенных преимуществ. В то же время она неизбежно влияет на увеличение налогов и транзакционных издержек. Ключевые преимущества и недостатки ООО мы рассмотрим в виде трех главных плюсов и минусов.

Плюс №1. Ограниченная ответственность учредителей и директора.

Обладатель доли в уставном капитале (учредитель/участник) и директор не несут ответственность по долгам ООО. Допустим, Вам не заплатили клиенты, с поставщиками нет возможности рассчитаться. Они пришли "банкротить" ООО. По долгам юридического лица Вы отвечать не будете (то есть Ваши бриллианты, машину, квартиру, дачу не тронут).

Но нужно понимать, что правило ограниченной ответственности не абсолютно. Если принимать на себя обязательства, заранее не исполнимые, или недобросовестно выводить деньги из ООО во вред контрагентам (кредиторам), то могут привлечь к ответственности и мажоритарного участника, и директора, и даже лицо, фактически контролирующее общество (не имеющее формального отношения к нему). Такая ответственность называется субсидиарной. Для привлечения к этой ответственности нужно доказать много обстоятельств. Не вдаваясь в подробности (очень детальные, кстати), просто отметим - ограниченная ответственность работает, но не всегда. Главное правило - не злоупотреблять.

Плюс №2. Возможность обособления (диверсификации) бизнеса

Многие предприниматели сегодня занимаются многопрофильным бизнесом. Для каждого направления можно создать отдельное ООО. Что это даст?

Во-первых, в некоторых сферах выгоднее работать с НДС, а в некоторых - со специальным налоговым режимом (на упрощенке, например). Во-вторых, переводя активы конкретного бизнеса на конкретную ООО, Вы страхуете их от контрагентов по другому бизнесу. Если по одному направлению "дела не пошли" и кредиторы пришли обращать взыскание на имущество, то с одним ООО - обратят взыскание на все "бизнеса", а с несколькими ООО - обратят взыскание на один конкретный бизнес.

Да, с несколькими ООО издержки вырастут. Но не существенно. С двумя или тремя ООО может смело справиться один бухгалтер.

Плюс №3. Широкий инструментарий для ведения бизнеса с компаньоном.

Когда Вы начинаете бизнес с партнером или подключаете его на определенном этапе развития, самое важное - оговорить всё "на берегу". Как будете делить прибыль, распределять риски, управлять активами, избирать директора, разрешать корпоративные конфликты. Оговорить заранее нужно очень много моментов, иначе бизнес может "встать".

Механизм юридического лица позволяет перевести бизнес на третье независимое лицо - само ООО. Какой доступ к активам бизнеса Вы будете иметь, оговаривается либо в уставе ООО, либо в корпоративном договоре с партнером. Для сравнения - ИП таких механизмов не предоставляет. Нужно или переводить активы на кого-то одного (и рассчитывать на добросовестность человека), или дробить эти активы (что будет очень тормозить бизнес). В видео я показал эту проблематику на примере наследования бизнеса.

Минус №1. Двойное налогообложение.

Чтобы деньги ООО попали на Ваш личный счет нужно (1) сначала заплатить налоги как ООО (в зависимости от налогового режима), а потом (2) заплатить налоги как физическое лицо. Получается, что полученные деньги облагаются дважды.

Минус №2. Деньги выводить сложно.

Мало того, что в ООО мы сталкиваемся с двойным налогообложением, так еще и сама процедура вывода средств не самая простая. Как правило, деньги из ООО выводят двумя способами: либо через дивиденды (по ставке 13% НДФЛ), либо через зарплату директора (если учредитель = директор). Правда, с зарплаты директора нужно заплатить 13% НДФЛ и страховые взносы - 30,2% (в среднем). Через зарплату получается очень дорого, а для дивидендов нужно показать прибыль по ООО и принять решение о выплате дивидендов с прибыли.

Есть еще один способ - на грани закона. Вместо директора (единоличного исполнительного органа) ставится управляющий. Управляющий это индивидуальный предприниматель. Ему можно выбрать налоговый режим УСН 6%. Страховые взносы он платит фиксированные (~40000 в год + 1% с дохода, превышающего 300 000 руб.). Способ подходит далеко не всем, особенно если индивидуальный предприниматель кроме управления юридическим лицом больше ничем не занимается.

Лайфхак из практики. Многие бизнесмены создают в рамках одной сферы ООО и регистрируют себя в качестве ИП. Большинство сделок подписывается от имени юридического лица, а некоторые - от имени ИП. На ИП деньги поступают не с такими бешеными ставками, а пользоваться ими можно сразу же, причем в личных целях.
Подробнее -
смотрите видео про ИП.

Минус №3. Обязательный бух учет и отчетность.

Даже если ООО не совершает никаких операций, нужно вести бухгалтерский учет и каждый год сдавать 23 отчета (12 отчетов СЗВ-М,
4 отчета по форме 4-ФСС, 4 отчета по форме РСВ, 1 среднесписочную численность работников, 1 бухгалтерскую отчетность и, как минимум, 1 декларацию по налогам).

Для учета и отчетности Вам (скорее всего) понадобится бухгалтер - штатный или на аутсорсинге. Это, конечно, лишние, но при этом - необходимые издержки.

Очевидно, что последний минус более актуален для начинающих предпринимателей, находящихся в условиях существенной ограниченности средств.

Надеюсь, статья была Вам полезна!

Ссылки на некоторые видео:
Плюсы и минусы ИП
Плюсы и минусы самозанятости
Плюсы и минусы ООО
Специальные налоговые режимы

С уважением,
Александр Телешинин