Армения является первой страной, провозгласившей христианство в качестве государственной религии. Произошло это событие в 301 году. Однако некоторые ученные пытаются оспорить эту дату. На чем они основываются - не известно, ведь первоисточниками о христианизации Армении являются «История Армении» Мовсеса Хоренаци (ок. 410 – ок. 490) и «История обращения Армении в христианство» Агатангелоса (V в.).
Согласно Мовсесу Хоренаци:
...восшествие на престол Трдата и его приход сюда [в Великую Армению] с большой ратью произошли в третьем году правления Диоклетиана (История Армении. кн. II, гл. 82)
Диоклетиан стал императором 20 ноября 284 года. Получается, что Трдат III становится царем Великой Армении в 287 г.
У Агатангелоса в «Истории обращения Армении в христианство» в §48 мы видим:
В первый год царствования Трдата в Великой Армении они прибыли в область Екегеац, в селение Ериза, в храм Анаит для жертвоприношений
Здесь происходит конфликт царя с Григорием, в результате которого Григория бросают в глубокую яму (Хор Вирап) – темницу в Арташате для смертников со всей Армении.
Принятие христианства Великой Арменией тесно связано с казнью римских христианок из монастыря святого Павла. Они бежали во главе с Гаянэ от преследований императора Диоклетиана (284-305 гг.), который хотел взять в жены одну из воспитанниц по имени Рипсимэ. Значит, в Армению они бежали не позднее 305 года. И были убиты, как следует из сообщений Агатангелоса, еще во время правления Диоклетиана. Эти события происходят в 300-301 гг. Григория же освободили на 9 день после казни дев-рипсимэянок (Истории обращения Армении в христианство. §223).
В §§ 122, 124, 132 труда Агатангелоса говорится о 13 годах заточения в Хор Вирапе, а в §§ 215, 217, 233, 247 – о 15. В греческом тексте говорится о 14 и 15 годах заключения Григория Просветителя вместо 13. Вероятнее всего Григорий находился в Хор Вирапе 14 полных лет и вышел на 15 год своего заточения, т.е. в 301 году. После освобождения Григория и похорон убитых дев-рипсимэянок, уверовавший в Христа Трдат III Великий объявляет христианство государственной религией.
Агатангелос в своей «Истории…» в §§759-790 рассказывает как по воле Григория Просветителя и Трдата III строятся часовни, разрушаются языческие храмы, обучается народ Библии. И это в 301-302 гг., еще до посвящения Григория в священный чин епископа.
В связи с политикой гонения на христиан Трдата III, в Армении не осталось своего епископата. Поэтому для рукоположения Григория Просветителя в епископы пришлось обращаться в территориально ближайший епископат, который находился в Кесарии Каппадокийской.
Агатангелос пишет, что
Они суть избранные ишханы, наместники, краеначальники, тысяцкие, десятитысяцкие страны Армянской, дома Торгомова. Их собрал Трдат и послал в страну Каппадокийцев, в город Кесарию, который по-армянски называется Мажак, чтобы они повезли Григория и возвели его в первосвященники своей страны. И они стали готовиться в дорогу
(Истории обращения Армении в христианство. §796)
и, что
И в городе Кесарии был созван большой собор епископов с целью рукоположения святого Григория и передачи ему чести смиренного священничества Христа, высокой степени прославления Бога и великой славы епископства
(Истории обращения Армении в христианство. §805)
А Мовсес Хоренаци в кн. II гл. 91 «Истории Армении» сообщает нам, что
…Григорий взошел на престол святого апостола Фаддея в семнадцатом году царствования Трдата
...а это уже получается 303 год.
По преданию епископский престол, основанный в I в. апостолом Фаддеем, находился в Аштишате. Об этом, в частности, напоминает доктор богословия, историк ААЦ архиепископ Езник Петросян в своем труде «Армянская Апостольская Святая Церковь» в ч.I, гл.I, §2.
Агатангелос о возвращении Григория Просветителя в Армению пишет следующее:
Дойдя до пределов Армении, Григорий узнал о том, что на земле Тарона остался храм Вахевахеан… местом, куда приносили жертвы цари Великой Армении, на склонах горы Карке, у берега реки Евфрат, напротив великой горы Тавр. Из-за множества совершаемых здесь жертвоприношений, было названо Аштишат… И вот туда направился святой Григорий (Истории обращения Армении в христианство. §809)
Григорий Просветитель вернулся в Армению и занял апостольский престол в Аштишате в 303 году. Причем в самом начале года, т.к. с издания 24 февраля 303 года эдикта, предписывающего уничтожение христианских религиозных книг, храмов, конфискация имущества, лишение гражданских прав христиан и т.д., начинается Великое гонение на христиан Римской империи. Поэтому столь внушительная армянская христианская делегация, какой ее описал Агатангелос, задержись дольше вряд ли бы уцелела.
Таким образом получается, что Григорий был рукоположен в епископы в 302 году и тем самым возглавил Армянскую Церковь.
Что интересно, согласно данным Евсевия Кесарийского, уже через 10 лет происходит неудачная попытка принуждения армян к возвращению в язычество. Сообщая о императоре Максимине II Даза (305-313), в кн. IX гл. 8 своей «Церковной истории» Евсевий Кесарийский пишет:
К этим бедствиям присоединилась еще война с армянами; их, людей, издавна бывших друзьями и союзниками Рима, притом христиан, и христиан ревностных, этот богоборец попытался принудить к жертвоприношениям идолам и демонам и этим сделал их вместо друзей врагами и вместо союзников — неприятелями
Эта война произошла зимой 312/313 г. (Майкл Грант. Римские императоры: Биографический справочник правителей Римской империи 31 г. до н. э. — 476 г. н. э. ч.VII, с.271).
Таковы сведенья первоисточников о провозглашение христианства государственной религией Великой Армении, которое, как очевидно, произошло в 301 году.
ЖМИТЕ👍 РЕПОСТИТЕ и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА КАНАЛ❗