Найти в Дзене
Угол атаки

Что умел в драке актер и каратист Талгат Нигматуллин, бандит Малыш из фильма «Пираты XX века»

Примерно 40 лет назад этого парня знал практически каждый мальчишка Советского Союза. По популярности с ним могли сравниться разве что первые звезды советского экрана и спорта. Актер Талгат Нигматуллин обрел бешенную популярность после роли харизматичного пирата-каратиста Малыша Салеха в самом кассовом фильме в истории советского кино «Пираты XX века». Моментально он стал кумиром миллионов, хоть и сыграл отрицательную роль злодея. Если уж откровенно, при всем уважении к фильму и его создателям, сцены рукопашных схваток в «Пиратах» поставлены слабо и очень уж наивно. Даже с учетом того, что это 1979 год и фильм стал первым в СССР, где показаны бои с использованием приемов карате. Можно было и лучше постараться, чего греха таить. Советская публика, впрочем, понятное дело по причине неискушенности в экшн-фильмах восприняла все, что было показано на экране, в первую очередь – драки, с неописуемым восторгом. Однако все-таки есть в фильме исключение – одна по-настоящему сильная боевая сцена.

Примерно 40 лет назад этого парня знал практически каждый мальчишка Советского Союза. По популярности с ним могли сравниться разве что первые звезды советского экрана и спорта. Актер Талгат Нигматуллин обрел бешенную популярность после роли харизматичного пирата-каратиста Малыша Салеха в самом кассовом фильме в истории советского кино «Пираты XX века». Моментально он стал кумиром миллионов, хоть и сыграл отрицательную роль злодея.

Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.

Если уж откровенно, при всем уважении к фильму и его создателям, сцены рукопашных схваток в «Пиратах» поставлены слабо и очень уж наивно. Даже с учетом того, что это 1979 год и фильм стал первым в СССР, где показаны бои с использованием приемов карате. Можно было и лучше постараться, чего греха таить. Советская публика, впрочем, понятное дело по причине неискушенности в экшн-фильмах восприняла все, что было показано на экране, в первую очередь – драки, с неописуемым восторгом.

Однако все-таки есть в фильме исключение – одна по-настоящему сильная боевая сцена. Смотрится она очень эффектно и по сей день. Лучше поставить было просто невозможно. Да-да, речь идет именно о том моменте, в котором Талгат Нигматуллин в высоком прыжке ногой отправляет в нокаут героя актера Николая Еременко. Монтаж, ракурсы, звук, техническое исполнение, эффект натуральности – в этом эпизоде прекрасно все. И по нему, между прочим, виден хороший потенциал постановщиков драк. Непонятно в связи с этим, почему одна эта сцена драки получилась у них просто отличной, а все остальные – ну просто никакие. Наверное, все-таки сказалась некоторая неопытность в совмещении боевой хореографии с киносъемкой.

Так что же Нигматуллин – реально ли он был и вне съемочной площадки большим мастером карате? По поводу большого мастера – здесь есть большие сомнения. Но, как минимум, он был каратистом заметно выше среднего для советских спортсменов 1970-х годов уровня.

Известно, что родившийся в Узбекистане Талгат Нигматулин в детстве был очень хилым мальчиком, и били его все, кому не лень. Как это часто бывает, однажды гадкому утенку надоели издевательства, и он взялся за себя по полной программе. Стал заниматься легкой атлетикой, потом борьбой, весьма окреп и все пинки и насмешки вскоре остались в прошлом.

Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.

В карате он пришел уже ближе к 25 годам. К тому моменту Нигматуллин активно изучал восточную философию, придя в какой-то момент к выводу, что постичь глубокие смыслы можно только если подключить и физический, так сказать, компонент, поскольку, ну, вы знаете, духовное и телесное друг от друга неотделимо. В восточных и каких угодно других практиках.

Успехи в занятиях пришли довольно быстро. Считается, что Талгат становился чемпионом Узбекистана и входил в шестерку лучших в своей категории на чемпионате СССР. И вроде бы как был обладателем черного пояса по карате.

В некоторые периоды, по воспоминаниям очевидцев, он посвящал тренировкам по пять-шесть часов в день. Многокилометровые кроссы, занятия штангой. Есть упоминание, что лежа он легко выжимал 78 кг. Вполне возможно, что и больше, но вот именно 78 кг в жиме лежа – это результат так-то очень скромный.

Особое внимание Талгат уделял ударной техники ног. Он часами оттачивал эффектные боевые пируэты. Его «коронкой» был Тоби-маэ-гэри – прямой удар в прыжке. Удары ногами у него были поставлены весьма прилично и в драке парой-тройкой взмахов он легко мог отправить оппонентов «отдыхать».

В родной республике Талгат был без преувеличения культовой фигурой. После колоссального успеха «Пиратов» дружить с ним считали за честь первые люди республики, включая местную партийную верхушку и тайных миллионеров-цеховиков. Судьба, увы, дала в его распоряжении мало времени. Через шесть лет после выхода фильма жизненный путь Нигматуллина оборвался.

В 1985 году, когда ему было всего лишь 35, Талгат пал от рук «духовных братьев», вместе с которыми входил в одно весьма деструктивное сообщество. Но это уже другая и очень печальная история.