Найти тему

Почему не ввели ЧП? И на каком основании в регионах вводятся режимы самоизоляции

pixabay.com
pixabay.com

Сейчас чуть ли не из каждого утюга несется: «вот ЧП не ввели», «людей заставили сидеть по домам», «ограничили в правах», «все незаконно», «губернаторы (мэры) не могли вводить такие ограничения, чтобы людям по улицам запрещено было ходить» и «вообще, караул, опять нас всех нае… обманули». Распространяют этот тезис разномастные эксперты, и пишут про это целые статьи, и аргументы приводят. И люди верят. А как не верить – не могут же эксперты ошибаться. Али могут?

Спойлер: в жизни бывает все.

Вот и сейчас: случилось, что случилось. Время ускорилось до величин, когда две недели меняют все. В общем, такого никто не ожидал. Но ОНО пришло. И это ОНО – не видимо, но все его боятся. Ну ладно не все – кто-то не верит, кто-то сомневается, кто-то строит различные теории. Здесь – не про них речь. В жизни. В реальной жизни меж тем разворачивают редуты. И эти редуты наполнены сценами, которые большинство видело разве что в голливудских фильмах. И слово «чрезвычайное(ая,ые)» незаметно стало обыденным. Все его повторяют, к месту и не к месту притягивают ко всему.

Когда говорят «вот президент не ввел ЧП, а людей в правах ограничили какие-то мэры (губернаторы – еще из этой серии кто-то)», и подтягивают все это к незаконности, спекулируют на чувствах – не более. Потому что есть конкретная ситуация. Эта ситуация постоянно меняется. И есть законодательство об обеспечении безопасности граждан.

Это законодательство представлено сразу несколькими федеральными законами и одним федеральным конституционным законом (как раз он и регулирует отношения в связи с вводом режима ЧП). Также есть подзаконные акты, развивающие положения этих федеральных законов. Во главе всего этого стоит конституция.

Введение ЧП предполагает переход к мерам особого порядка – когда при определенных обстоятельствах страна или конкретная местность на ограниченное время переводятся на чрезвычайный режим. Вводятся различные ограничения и запреты для граждан и организаций, в том числе временно перестают действовать многие положения конституции в части гарантирования прав и свобод. Органы власти на территориях, где введено ЧП, полностью или в части могут быть отстранены от руководства этими территориями. А вместо них могут действовать специальные временные органы, напрямую подчиняющиеся президенту. Для обеспечения порядка и руководства всеми силами и средствами назначаются коменданты территорий.

Для ввода ЧП необходимо наличие крайних и критических обстоятельств, угрожающих безопасности населению или государству, которые невозможно преодолеть без введения чрезвычайного положения. Стоит ли говорить о том, что это последняя мера, которую рассматривают власти. Если, конечно, идет речь о власти, которая ответственна и легитимна.

Все же те упреки, что сейчас права граждан везде ограничиваются незаконно региональными властями, не обоснованы. Потому что есть федеральный закон № 68-ФЗ от 21 декабря 1994 года, который называется закон о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В нем говорится о еще двух режимах реагирования власти на чрезвычайные ситуации – это режим ЧС и режим повышенной готовности. Меры, которые были введены во многих регионах, базируются на этом законе и приняты в рамках так называемого режима повышенной готовности. В соответствии с п. 10 ст. 4.1 данного закона допускается ограничивать доступ людей и транспортных средств на территорию, где такой режим введен, приостанавливать деятельность организаций и осуществлять иные меры, обусловленные развитием чрезвычайной ситуации. Эти меры могут вводиться на объектовом (локальном), местном (населенный пункт, район), региональном (субъект федерации) и федеральном уровнях.

Т.е. на данный момент приняты адекватные сложившимся условиям решения региональных властей. Они удовлетворяют действующему законодательству и обоснованы имеющейся угрозой. Однако при усугублении обстановки не исключено введение и более жестких режимов, вплоть до ЧП на всей территории России или ее части.

Но будем надеяться, что до этого не дойдет.