Постановлением Совмина от 25 марта 2020 г. № 171 (далее – постановление № 171) определены меры по предотвращению завоза и распространения инфекции, вызванной коронавирусом COVID-19 (вступило в силу с 00 часов 00 минут 28 марта 2020 г.).
В частности, данные меры распространяются и на водителей-международников, выполняющих международные автомобильные перевозки по территории РБ.
В соответствии с п. 1.2 постановления Совмина № 171 водители, выполняющие транзитные автомобильные перевозки грузов через территорию Республики Беларусь(в т.ч. с территории РФ) в государства – члены Европейского союза и Украину, обязаны проезжать между двумя пунктами пересечения Государственной границы Республики Беларусь только по республиканским автомобильным дорогам, на которых возможна остановка (стоянка) для отдыха и питания водителей, заправки транспортных средств, по перечню согласно приложению 1 к постановлению № 171 (далее – перечень дорог и специализированных мест).
Перевозки, при которых проезд в обязательном порядке должен осуществляться по республиканским автомобильным дорогам:
1. При перевозке грузов, следуемых по таможенной процедуре таможенного транзита, через территорию Республики Беларусь
Для примера: перевозимые по транзитной декларации через территорию Республики Беларусь, в страны, расположенные как на территории стран участниц Евразийского экономического союза (Россия, Казахстан, Киргизия, Грузия), так и за их пределы в третьи страны (Украина, Таджикистан, Туркменистан, Азербайджан, Узбекистан, Монголия, Китай, страны Европейского союза).
2. При транзитной перевозке груза по территории Республики Беларусь без помещения под таможенную процедуру таможенного транзита(для грузов, ввозимых из стран Евразийского экономического союза, через российский участок границы, в третьи страны через территорию Республики Беларусь).
Перевозки, при которых допускается свободное передвижение по территории Республики Беларусь:
1. Внутренние перевозки грузов по территории Республики Беларусь;
2. Двухсторонние перевозки грузов, местом отправления или место назначение которых является Республика Беларусь – ввозимые либо вывозимые на (с) территории Республики Беларусь в страны (из стран) Евразийского экономического союза;
– ввозимые на территорию Республики Беларусь из третьих стран, не являющихся странами – участницами Союза;
– либо вывозимые с территории Республики Беларусь в третьи страны, не являющихся странами – участницами Союза).
В соответствии с положениями п. 3 постановления № 171 водителям, выполняющим транзитные перевозки, будут выдаваться специальные требования по форме согласно приложению 2 к указанному постановлению.
Делать это должны сотрудники:
– таможенных органов на белорусском участке внешней границы Евразийского экономического союза;
– транспортной инспекции Министерства транспорта и коммуникаций в рамках проведения контрольных мероприятий на приграничной территории белорусско-российского участка Государственной границы Республики Беларусь.
По сути, наличие данного требования у водителя-перевозчика является свидетельством о необходимости соблюдения маршрута следования по определенным республиканским дорогам, а также иных ограничений, связанных со сроками и местами нахождения на территории Республики Беларусь.
Ограничения для водителей, выполняющих транзитные перевозки по территории Республики Беларусь:
1) проезжать только по республиканским автомобильным дорогам, на которых возможна остановка (стоянка) для отдыха и питания водителей, заправки транспортных средств, согласно перечню дорог и специализированных мест;
2) в период остановки (стоянки) водители, выполняющие транзитные перевозки, не должны покидать территорию пунктов остановки (стоянки) для отдыха и питания водителей, заправки транспортных средств согласно перечню дорог и специализированных мест;
3) водители, выполняющие транзитные перевозки, обязаны покинуть территорию Республики Беларусь по кратчайшему маршруту не позднее дня, следующего за днем въезда на ее территорию (п. 1.3 постановления № 171).
Согласно нижеприведенной таблице определены случаи, при которых допускается возможность несоблюдения указанного срока, определенного п. 1.3 постановления № 171.
Уважительные причины, на основании которых водитель транспортного средства международной перевозки, может находиться на территории Республики Беларусь, свыше установленных п. 1.3 постановления № 171 сроков
1. авария (поломка) транспортного средства;
2. грузовые операции связанные с разгрузкой, перегрузкой (перевалкой) груза, если это предусмотрено условиями договора автомобильной перевозки и указано в транспортных документах;
3. замена транспортного средства международной перевозки, если это предусмотрено условиями договора автомобильной перевозки и указано в транспортных документах.
Если не успел
Порядок обращения в таможенный орган за продлением срока таможенной процедуры таможенного транзита, форма заявления на продление, совершение таможенных операций, связанных с продлением срока таможенного транзита, содержится в Решении Коллегии ЕЭК от 13.12.2017 № 170 «О некоторых вопросах применения таможенной процедуры таможенного транзита».
Ответственность за нарушение
Следует отметить, что несоблюдение вышеобозначенных требований влечет ответственность, предусмотренную ст. 23.4 КоАП, в размере от двух до пятидесяти базовых величин (от 54 до 1350 бел. руб.) или административный арест.
По каким именно дорогам можно возить транзитные грузы
Внимание!
Во многих случаях передвижение автомобилей с транзитным грузом возможно только по отдельным участкам указанных дорог.
Останавливаться можно только на указанных в приложении к постановлению № 171 пунктах.
Трассы международного значения:
М-1/Е 30 Брест (Козловичи) – Минск – граница РФ
М-12/Е 85 Кобрин – граница Украины (Мокраны)
М-3 Минск – Витебск
М-8/Е 95 граница РФ (Езерище) – Витебск – Гомель – граница Украины (Новая Гута)
М-10 граница РФ (Селище) – Гомель – Кобрин
М-5 Минск – Гомель
М-6/Е 28 Минск – Гродно – граница Польши (Брузги)
М-7/Е 28 Минск – Ошмяны – граница Литвы (Каменный Лог)
М-11/Е 85 граница Литвы (Бенякони) – Лида – Слоним – Бытень
Дороги республиканского значения:
Брестская область
Р-6 Ивацевичи – Пинск – Столин
Р-144 Иваново – граница Украины (Мохро)
Витебская область
Р-45 Полоцк – Глубокое – граница Литвы (Котловка), часть проходит по другим областям
Р-3 Логойск – Зембин – Глубокое – граница Латвии (Урбаны), часть проходит по другим областям
Р-20 Витебск – Полоцк – граница Латвии (Григоровщина)
Гомельская область
Р-154 Ветка – Добруш – Тереховка – граница РФ и граница Украины (Веселовка)
Р-35 Калинковичи – Брагин – Комарин – граница Украины (Комарин)
Р-37 Михалки – Наровля – граница Украины (Александровка)
Р-31 Бобруйск (от автомобильной дороги М-5/Е 271) – Мозырь – граница Украины (Новая Рудня), часть проходит по другим областям
Гродненская область
Р-99/П 1 подъезд к границе Республики Польша (Берестовица) от автомобильной дороги Р-99 Барановичи – Волковыск – Пограничный – Гродно
Р-42 Гродно – Гожа – граница Литвы (Привалки)
Минская область
Р-23/П1/П2 подъезд к г. Слуцку № 2 от автодороги подъезд к г. Слуцку № 1 (км 98,3) от автодороги Минск – Микашевичи
Р-43 граница РФ (Звенчатка) – Кричев – Бобруйск – Ивацевичи (до автомобильной дороги Р-2/Е 85 Столбцы – Ивацевичи – Кобрин), часть проходит по другим областям
Могилевская область
Проходящие по области участки дорог, перечисленных выше.
Автор публикации: Илья ШИПИЛОВ
Статья на сайте Экономической газеты:
https://neg.by/novosti/otkrytj/tranzit-gruzov-v-es-i-ukrainu--