Найти тему
Павел Михайлов

Раньше было лучше, или когда атомобильный мир свернул не туда.

Оглавление

Часто можно услышать избитую фразу: "Раньше было лучше", как понятно из названия статьи, речь идёт об автомобилях конечно же. Поэтому, давайте разберёмся, было ли так всегда, или может есть то, самое, золотое время, когда и правда было лучше. Может это 80-е, с их бурным развитием электронных систем в автомобилях, или может 60-е, с их огромными американскими мускулкарами, может быть это 30-е, время когда автопром был молод и свеж. Возможно нам вообще не стоило делать что-то более совершенное, чем самобеглая повозка Карла Бенца?

Сам Бенц на своём творении.  Автор: неизвестен - Benz, Carl Friedrich: Lebensfahrt eines deutschen Erfinders. Die Erfindung des Automobils, Erinnerungen eines Achtzigjährigen. Leipzig 1936, S. 155-156. zeno.org, Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=3180500)
Сам Бенц на своём творении. Автор: неизвестен - Benz, Carl Friedrich: Lebensfahrt eines deutschen Erfinders. Die Erfindung des Automobils, Erinnerungen eines Achtzigjährigen. Leipzig 1936, S. 155-156. zeno.org, Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=3180500)

Итак, что из себя представляет современный автомобиль?

Ведущие концерны сегодня активно развивают модульные платформы, позволяющие снизить стоимость производства (но не цены конечно же 🤷🏼‍♂️). Уже более 10 лет используют в своих моделях маленькие (а иногда и большие) двигатели с турбонаддувом и непосредственным впрыском, которые показывают превосходные результаты в дисциплинах: динамика и экономичность; но растеряли характер и имеют некоторые проблемы с надёжностью, которые, впрочем, автопроизводители всё же стремятся решать. Увеличивают количество передач в своих трансмиссиях, преследуя всё тех же двух зайцев: экономичность и динамику. Устанавливают всё больше систем помощи водителю, которые, являются прелюдией, перед полноценным и массовым автопилотом. Подытожив, можно сказать, что автомобили настоящего, даже бюджетные, быстрые, экономичные, безопасные, а автомобили подороже уже сегодня имеют всё, кроме законодательной базы, чтобы ездить без водителя. А ещё, современные автомобили неуклонно становятся кроссоверами 😒. Скоро увидим таковой от Ferrari, и даже от Lotous. Не думаю, что о таком мечтал старина Чепмен...

Новенький Фокус, турбомотор, 8-ми ступенчатый автомат, сам припаркуется и затормозит, если вы зазевались.
Новенький Фокус, турбомотор, 8-ми ступенчатый автомат, сам припаркуется и затормозит, если вы зазевались.

И что, после всего вышеописанного, всё еще можно сказать, что раньше было лучше? Да. Все написанное далее, лишь моё личное мнение. Думаю, будет интересно пробежаться по всем вехам автомобильной истории, и тогда мы с вами и найдём тот золотой век (ну или все же десятилетие), когда небо было голубее, трава была зеленее, а автомобильный мир, был на вершине своего великолепия! Итак, приступим:)

До Форда Т.

Знаменитая "Жестянка Лиззи" впервые вышла в свет в 1908 году. Она была не просто автомобилем, многие считают Генри Форда человеком, который посадил Америку на колёса, хотя, наверное, корректнее будет сказать, весь мир. Автомобиль был конструктивно прост, надёжен, мало чем уступал своим дорогим собратьям, а стоил при этом ощутимо дешевле, более того, его цена постоянно снижалась и, по ходу жизненного цикла модели, упала более чем в 2 раза.

Как и на всех авто того времени, водителю было необходимо управлять углом опережения зажигания (сегодня многие водители вообще не знают что это такое, да даже если бы и знали, вмешаться все равно не смогли бы 😁). Да и педали работали не совсем так, как сейчас. В общем, из простого и понятного - только руль. Автомобиль мог въехать не в каждую горку, ведь топливо текло в бак самотёком, кабина была открытая и не могла защитить от всех невзгод внешнего мира, а двигатель запускался исключительно вручную.

Ему всё можно простить, ведь он первопроходец!
Ему всё можно простить, ведь он первопроходец!

Автомобили были и до Форда, и даже до повозки Карла Бенца, были электрические, паровые, впрочем все они были медленные, шумные, сложные в эксплуатации и управлении, часто даже медленнее конных экипажей. Одним словом, наш сегодняшний девиз частенько был применим и в те годы, когда автомобиль как явление только-только зарождался.

Автомобиль 1884 года на паровой тяге
Автомобиль 1884 года на паровой тяге

1930-е

Посмотрим на какой нибудь, ну например...🤔 Пусть будет Опель Кадетт

Opel Kadett 1937 года, прототип нашего москвича 401
Opel Kadett 1937 года, прототип нашего москвича 401

Ну или, скажем, Шкода Рапид тех же годов

Шкода дофольксвагеновской эпохи
Шкода дофольксвагеновской эпохи

У этих автомобилей уже вполне герметичные кузова, маленькие моторчики, в которых, правда, и мощности немного. Управлять ими почти так же просто, как и современными автомобилями. Расход топлива около 10л/100км - вполне неплохо.

Но они маленькие, шумноватые, медленные, требуют больше работ по техническому обслуживанию, да и радио хочется сразу в базе. Про безопасность я вообще молчу, тогда ведь и ремней-то толком не было.

Зато были кабриолеты.
Зато были кабриолеты.

1950-е

Последние десятилетие массовых понтонных кузовов.

Совсем скоро автомобили станут очень похожими на современные, по крайней мере - по пропорциям. Что творилось в автомобильном мире Америки в эту эпоху, мммм 😌. Огромные автомобили с огромными (и при этом не особо мощными) V8, большие тонкие рули, обязательно с богато выполненным логотипом на кнопке звукового сигнала. Каждая кнопочка и ручечка в салоне - это большой и, как правило, красивый кусок металла! На это внимание к деталям можно смотреть вечно!

В списке опций и автоматические коробки передач, и кондиционер, и усилитель руля. Даже электропривод сидений - и тот имеется. Вот только на ходу эти машины, в основном, не очень. Впрочем, думаю, каждый, кто увлечён автомобилями, прекрасно знает, что из себя представляет классический американец из пятидесятых.

Некий обезличенный американец из 50-х, посмотрите на то, как исполнены эти детальки, глаз не оторвать.
Некий обезличенный американец из 50-х, посмотрите на то, как исполнены эти детальки, глаз не оторвать.

А вот Европа тогда была не такой сытой и богатой как Америка, где совсем недавно минувшая война не разрушала целые города. Тем не менее, старый свет развивал своё направление развития автомобиля: рациональное, компактное и экономичное, ну или лёгкое и быстрое.

Эти годы подарили нам массу интересных автомобилей, например самых маленьких и простых, вроде Жука, или малыша Фиат 500 и, конечно же, знаменитый Мини.Эти машинки внесли огромный вклад в автомобилизацию Европы, а Мини и Жук так вообще производились вплоть до двухтысячных.

Они маленькие, но при этом могут вместить четверых. Имеют маленькие моторчики, достаточно просты в эксплуатации. А главное - недорогие и стильные! Не забываем о том, что Мини вообще был революционным, переднеприводным автомобилем.

Может, именно этот переломный момент в истории автопрома можно назвать пиком? Думаю что нет.

Вряд ли кто-то сегодня откажется от возможности покататься на таком.
Вряд ли кто-то сегодня откажется от возможности покататься на таком.

Помимо этих малышей, в 50-е набирает обороты Феррари, появляются странноватые Саабы, изящные Вольво, стремительные Ягуары и, конечно, не забываем про японцев, которые в тот период вошли на американский рынок и начали вытеснять с него самих американцев:)

Toyota crown 1955
Toyota crown 1955

В конце концов 21я волга. Не думаю, что найдётся много таких автомобилей тех лет, которые не вызывали бы море положительных эмоций. Но, подумайте, хотели бы вы ездить на таких каждый день на работу? Полагаю, что нет, ведь они довольно медленные, сидения на пружинах, набитые кокосовым волокном, не имеют боковой поддержки, а их форма не очень-то располагает к дальним путешествиям.

Такие автомобили скорее всего будут капризничать зимой и, конечно, самое главное, а именно безопасность, ведь самое ценное, это ваша жизнь и жизнь ваших близких, тут далеко не на самом высоком уровне. Значит, при всём великолепии этих автомобилей, увы, но хоть в те годы мало кто мог сказать, что раньше было лучше, но тем не менее, это явно не пик автомобильного Олимпа.

1970-е

Тут вообще все хорошо, автомобили окончательно обрели привычные нам формы: Мерседес впервые в мире ставит на свой автомобиль систему АБС, в Америке больше половины продаваемых автомобилей, имеют кондиционер, а в топовых мировых моделях есть даже климат контроль. Инерционные ремни безопасности становятся обыденностью. Мягкие, травмобезопасные панели приборов, жёсткие клетки салона. Производители всерьёз думают о спасении своих клиентов при аварии и даже об её предотвращении.

Панель управления климат контролем S-class W116 1972 / E-class w123
Панель управления климат контролем S-class W116 1972 / E-class w123

Управляемые компьютером системы впрыска становятся массовыми, автомобили минимально отличаются, с точки зрения пользователя, от тех, которые мы используем сейчас. Просто сел, повернул ключ и поехал - никаких проблем. Руль с усилителем, тормоза - тоже, коробка передач - вообще автоматическая. Впрочем, пока это всё доступно только на дорогих авто.

Отдельно стоит отметить советский автопром. В этот период, ведь в начале 70х вышли Жигули, 24-я Волга, КАМАЗ, и революционная в мировом масштабе Нива. Плоды трудов инженеров того времени, мы пожинаем до сих пор.

Просто посмотрите, в какие цвета тогда красили Жигули
Просто посмотрите, в какие цвета тогда красили Жигули

Также 70-е ознаменовали начало массового перехода на передний привод. Например, Каддилак Эльдорадо еще в 1967 году перешёл на неправильный привод, а вместе с ним - и еще несколько американцев.

Передний привод - не повод отказываться от V8.
Передний привод - не повод отказываться от V8.

Несмотря на то, что автомобили 70х во многом похожи на современные. Они медленнее, менее экономичны, на ходу покажутся вам валкими, да и всевозможных полезных и приятных опций в них поменьше, чем сегодня, поэтому движемся дальше.

1980-е

Этот период знаменателен массовым приходом компьютеров в автомобили. Тут, конечно, всех обогнали и перегнали японцы.

Буквально везде где можно, использовано что-то электронное.
Буквально везде где можно, использовано что-то электронное.

Климат-контроль, электроприводы всего, что можно и нельзя, даже сенсорные экраны - и те уже были в этих авто, правда, потом они куда-то пропали до нового всплеска экранов в авто уже в наши дни. А электронная приборка - это вообще японо-американский стиль того времени.

Европа была скромнее в вопросах всевозможных ярких и блестящих штучек, но зато там началось движение в массы подушек безопасности. Заметны значительные улучшения в вопросах управляемости и безопасности автомобилей, например, появление системы контроля тяги.

Начался массовый приход поролона в автомобильные сидения, что дало их создателям почти безграничные возможности при выборе форм сидений, теперь они стали недорогими и удобными почти на любом автомобиле. Нет никаких проблем, в том чтобы просто сесть и уехать на другой конец Европы, причем быстро и не потратив целое состояние на топливо.

Opel Kadett E, автомобиль года в Европе 1985 - типичный недорогой европейский автомобиль 80х, по ощущениям от езды мало чем отличается от современного бюджетничка.  Видимо, поэтому их продолжа производиться в реинкарнированном виде практически по сей день.
Opel Kadett E, автомобиль года в Европе 1985 - типичный недорогой европейский автомобиль 80х, по ощущениям от езды мало чем отличается от современного бюджетничка. Видимо, поэтому их продолжа производиться в реинкарнированном виде практически по сей день.

А вы видели суперкары 80-х? Они же поистине безумны, в отличие от сегодняшних, и справиться с ними сможет далеко не каждый вчерашний пешеход. Порше, например, намеренно создавали своим 911-м имидж опасной тачки, с которой не каждый справится, чтобы играть на чувствах клиента, ну, вроде как, ты крутой, если ездишь на тачке, с которой не так-то просто совладать.

Lamborghini
Lamborghini

Многие наверняка скажут, что именно 80-е - золотое десятилетие автомобильной истории. Ведь те машины они почти такие же как нынешние, только надёжнее, проще и понятнее. Не буду спорить, скажу лишь, что я думаю, что вершина хоть и близко, но мы до неё еще не добрались.

1990-е

Автомобили стали ниже и шире. Теперь водителя стараются посадить пониже, это повлияло на поведение автомобилей на дороге. Дорогие модели конца 90х, и сейчас смотрятся вполне современно. Они также дадут вам набор опций, сопоставимый с тем, что есть сейчас.

Там не будет, разве что, сенсорных экранов и продвинутых систем помощи водителю. Зато можно заказать полноценную систему стабилизации, которая поможет вам не только избежать заноса, но и увеличит проходимость, например, зимой.

Салон модели 1996 года, но, по-моему, он и сегодня не выглядит устаревшим.
Салон модели 1996 года, но, по-моему, он и сегодня не выглядит устаревшим.

Дизайн автомобилей так же изменился. Это изменение по масштабности похоже на то, что произошло в конце 60-х: лини кузовов стали плавнее, у создателей появились обширные возможности по использованию пластиков, например, в стёклах фар, что дало свободу форм. Архитектура салона так же не особо поменялась с тех времён, впрочем, зачем её менять, такими удобными, салоны никогда не были (да простят меня любители сплошных диванов 😁).

Множество новых опций, которые позволяют не отвлекаться на всякие мелочи, вроде фар или дворников - теперь за доплату они включаются и выключаются автоматически.

В этом десятилетии, нам дали адаптивный круиз контроль - теперь даже в неровном потоке, на загородной магистрали, или городском шоссе, можно просто нажать кнопку и расслабленно подруливать.

За доплату, такую ручку сегодня  можно поставить даже в относительно недорогие авто.
За доплату, такую ручку сегодня можно поставить даже в относительно недорогие авто.

А вспомните японские доступные спорткары! Сколько легенд тогда родилось! Эти машины до сих пор борются за призовые места на гоночных трассах в любительских соревнованиях, ведь они еще совсем недавно были очень доступными, с бесконечными возможностями для тюнинга.

Двигатель автомобилей теперь полностью контролируется компьютером: на каждом цилиндре стоит своя катушка, или, в крайнем случае, одна катушка на 2 цилиндра - теперь уже ничего не отрегулируешь. Оно и к лучшему, меньше регулировок - меньше проблем.

Блоки цилиндров всё чаще делаются из алюминия. Пока, по большей части, это касается больших моторов, причём, некоторые даже не используют чугунную гильзу цилиндра. Впрочем, это не мешает моторам ходить и по сей день. Не без трудностей для их владельцев, конечно 😐 .

В это время так же расцвели дизеля. Появившиеся системы электронного впрыска common rail, позволили делать дизеля неприхотливыми, мощными и очень экономичными.

2000-е

Дизельные двигатели набирают популярность, теперь они мало чем проигрывают бензиновым

Появляются даже некоторые безумные авто, такие как Таурег с мотором V10 TDI, или даже вдохновлённые леманом Q7 V12 TDI. Впрочем, именно во второй половине 2000х, началось такое явление как даунсайзинг. Американцы всегда говорили: "No replacement for displacement", - что значит "против объема нет приёма".

Концерн Фольксваген решил оспорить это утверждение и стал внедрять двигатели TSI, оснащённые турбонаддувом и непосредственным впрыском. На ранних моделях, производитель искал возможности нивелировать недостатки турбомоторов малого объема, например, они использовали механические нагнетатели в дополнение к турбокомпрессорам.

И вот, моторчик 1.4 с комбинированным наддувом, кушает как 1.4, а едет как 2 литра.

Никогда раньше производители так активно не тестировали свои новинки на своих же клиентах.
Никогда раньше производители так активно не тестировали свои новинки на своих же клиентах.

Но самое обидное, что именно в 2000-х автомобили перестали быть такими аналоговыми как раньше. Производители теперь больше считают деньги, экономят на материалах. Больше усилий теперь приходится на обеспечение низкого расхода топлива, поэтому появляются электроусилители руля, электронная педаль газа, реакция на которую часто задемпфирована. Коробки передач стремятся побыстрее взобраться на высшую передачу.

Все это приводит к тому, что автомобили теряют характер. В автомобилях появляется все больше функций, многие из которых не очень-то и нужны, а нужные функции часто запрятаны в меню новомодных сенсорных экранов.

Лично я считаю, что начиная со второй половины 2000-х, в автомобилях постепенно становится меньше, собственно, автомобиля. Они становятся какими то пресными что-ли.

Руль больше не связан с колесами такой живой связью как раньше. Педаль газа отвязана от дроссельной заслонки, а иногда её и вовсе нет. А если мы углубимся в детали, то это вообще ужас. Открывая дверь своей машины 2001 г.в., получаешь удовольствие от ощущения металла в этом механизме. Сама дверь тяжёлая. Чувствуется дороговизна и качество, такого ощущения нет даже в новом S-классе. Кожа, которой раньше обшивали руль, она другая, не такая как сейчас. Усилия на педалях стали ничтожными, и больше не приносят сбалансированного кайфа, как в начале начале того десятилетия.

При этом, в машинах начала десятилетия, в общем, есть всё необходимое для повседневной езды. Дизайн салонов сдержанный, совсем не напрягающий. Эргономика органов управления, кажется, такая, как и должна быть, совсем не вызывает противоречий.

Пожалуй, именно это время можно назвать тем, когда все чаще начинает звучать эта фраза: Раньше было лучше....

Что же дальше?

Сравните 2 интерьера шкоды октавии:

Сейчас все чаще в автомобили ставят сенсорные клавиши, многие важные функции теперь не управляются какой то кнопкой на центральной консоли. Часто даже температура в климат контроле регулируется через тачскрин. Вы вообще пробовали тыкать в эти экраны на ходу? Это даже опаснее, чем ездить за рулём пьяным.

Очень красивый, лаконичный и качественный интерьер. Только вот климат контроль управляется через тачскрин. Небезопасно, ай-яй, Вольво.
Очень красивый, лаконичный и качественный интерьер. Только вот климат контроль управляется через тачскрин. Небезопасно, ай-яй, Вольво.

Также, автопроизводители пытаются какими-то искусственными методами сделать автомобили то-ли спортивнее, то-ли информативнее, хотя, по-моему, не получается ни то ни то.

А эти бесконечные режимы езды! Спорт, комфорт, спортивный комфорт, комфортный спорт. Я хочу машину с характером, хочу чувствовать труды тех, кто её настраивал, в конце концов, хочу чувствовать разницу между разными моделями.

3 режима езды, и все переключаются сенсорными кнопками. Понять, что кнопка нажалась, можно только посмотрев на экран приборной панели, но он перегружен, и не сразу видно, где там надпись "спорт" поменялась на "комфорт". Ну и, конечно же, куда без спортивной М\\символики, пусть и на трёхцилидровом 1,5, который, к слову, очень даже неплох.
3 режима езды, и все переключаются сенсорными кнопками. Понять, что кнопка нажалась, можно только посмотрев на экран приборной панели, но он перегружен, и не сразу видно, где там надпись "спорт" поменялась на "комфорт". Ну и, конечно же, куда без спортивной М\\символики, пусть и на трёхцилидровом 1,5, который, к слову, очень даже неплох.

Автомобили становятся огромными. Вы видели размеры нового мини? Зачем он такой большой? Он не стал просторнее прошлого, он просто стал больше!

Ах да, не забудем и про то, что сейчас все что можно становится кроссоверами! В общем, автомобили растеряли идентичность, теперь вы покупаете дизайн (тоже, кстати, часто не уникальный), экраны, опции, все что угодно, но не сам автомобиль! Даже хорошо настроенное шасси с характером от вас обязательно спрячут за одной из сенсорных кнопок выбора режима езды, ну или где-то в глубине меню мультимедиа системы.

Раньше было лучше...