Найти тему
Обыватель

Правовые основы режима повышенной готовности а так же правовое обоснование административной ответственности за нарушение режима.

Приветствую вас, уважаемые читатели! С момента ведения ограничительных мер, направленных на противодействие угрозы завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) в регионах Российской Федерации были оштрафованы более 1000 человек нарушивших введённый режим. Причём хочется отменить, что в регионах страны, где были введены соответствующие режимы, ограничительные меры могут существенно отличаться. Во многих авторских статьях указано, что наложения штрафов за нарушения самоизоляции является незаконным, в связи с тем, что в некоторых регионах введён «карантин», а в других более «мягкие» ограничительные меры. Так давайте разберёмся в этой ситуации и поставим точку раз и навсегда в этом вопросе? Прежде всего, все постановления администраций регионов, о введении ограничительных мер разрабатываются и принимаются на основании Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а так же постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 02.03.2020 N 5 "О дополнительных мерах по снижению рисков завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV). Как известно, в каждом регионе введены разные ограничительные меры, которые закреплены постановлениями администраций для каждого субъекта, где введён соответствующий режим. Например, на основании п.1 Постановления Правительства Вологодской области от 27.03.2020 г. № 286 с 27 марта 2002 г. на территории области введён карантин. А в соответствии с п.1 Распоряжения губернатора Кемеровской области - Кузбасса от 14 марта 2020 года № 21-рг на территории области введён режим повышенной готовости.

Для начала необходимо обратиться к нормативным актам, закрепляющим определения таких терминов как «Чрезвычайная ситуация», «Чрезвычайное положение», «Карантин», «Повышенная готовность» а так же «Самоизоляция».

Согласно. абз.1 ст.1 ФЗ Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ (ред. от 01.04.2020) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"

Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Согласно п.1 ст. 1. Федерального конституционного закона от 30.05.2001 N 3-ФКЗ (ред. от 03.07.2016) "О чрезвычайном положении"

Чрезвычайное положение означает вводимый в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий установленные настоящим Федеральным конституционным законом отдельные ограничения прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей.

Режим повышенной готовности РСЧС – это режим функционирования РСЧС (Российская единая система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций), её отдельных подсистем или звеньев, вводимый при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций.

В соответствии с п.1 ст.31 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 26.07.2019) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"

Карантин – это ограничительные мероприятия (карантин) вводимые в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, на территории Российской Федерации, территории соответствующего субъекта Российской Федерации, муниципального образования, в организациях и на объектах хозяйственной и иной деятельности в случае угрозы возникновения и распространения инфекционных заболеваний.

Определения самоизоляции в действующем российском законодательстве нет.

Как мы выяснили, у всех понятий, за исключением «самоизоляции» имеется правовое закрепление в законодательстве РФ.

Как мы знаем, в КОАП РФ УК РФ, УПК РФ от 1.04.2020 года были внесены изменения. Так согласно п.1 ст.20.6 КОАП РФ Невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса.

Как видно, здесь акцентируется невыполнение правил в режиме повышенной готовности, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации или в зоне чрезвычайной ситуации.

В соответствии с пп б п. 28 постановления Правительства РФ № 794 от 30.12.2003 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» основными мероприятиями, проводимыми органами управления и силами РСЧС в режиме повышенной готовности, являются:

- усиление контроля за состоянием окружающей среды, мониторинг опасных природных явлений и техногенных процессов, способных привести к возникновению чрезвычайных ситуаций, прогнозирование чрезвычайных ситуаций, а также оценка их социально-экономических последствий;

- введение при необходимости круглосуточного дежурства руководителей и должностных лиц органов управления и сил единой системы на стационарных пунктах управления;

непрерывный сбор, обработка и передача органам управления и силам единой системы данных о прогнозируемых чрезвычайных ситуациях, информирование населения о чрезвычайных ситуациях;

- принятие оперативных мер по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, снижению размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, а также повышению устойчивости и безопасности функционирования организаций в чрезвычайных ситуациях;

- уточнение планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и иных документов;

- приведение при необходимости сил и средств единой системы в готовность к реагированию на чрезвычайные ситуации, формирование оперативных групп и организация выдвижения их в предполагаемые районы действий;

- восполнение при необходимости резервов материальных ресурсов, созданных для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- проведение при необходимости эвакуационных мероприятий;

В вышеуказанном постановлении так же указаны мероприятия, проводимые при введении режима чрезвычайной ситуации. Простыми словами при введении режима чрезвычайной ситуации проводятся схожие мероприятия как и при режиме повышенной готовности, но в более серьёзной форме.

Так же в соответствии с п. 10 ст. 4.1. Федерального закона № 68-ФЗ от 21.12.1994 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

При введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также при установлении уровня реагирования для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности или должностное лицо, установленные пунктами 8 и 9 настоящей статьи, может определять руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации, который несет ответственность за проведение этих работ в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, и принимать дополнительные меры по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций:

а) ограничивать доступ людей и транспортных средств на территорию, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, а также в зону чрезвычайной ситуации;

б) определять порядок разбронирования резервов материальных ресурсов, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением государственного материального резерва;

в) определять порядок использования транспортных средств, средств связи и оповещения, а также иного имущества органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций;

г) приостанавливать деятельность организации, оказавшейся в зоне чрезвычайной ситуации, если существует угроза безопасности жизнедеятельности работников данной организации и иных граждан, находящихся на ее территории;

д) осуществлять меры, обусловленные развитием чрезвычайной ситуации, не ограничивающие прав и свобод человека и гражданина и направленные на защиту населения и территорий от чрезвычайной ситуации, создание необходимых условий для предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации и минимизации ее негативного воздействия.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что почти во всех регионах страны, где введён режим повышенной готовности, имеются все правовые основания привлечения к ответственности за нарушение правил поведения в таком субъекте РФ. Во многих источниках СМИ вышеуказанные режимы именуются как «самоизоляция» что в корне неверно, так как нарушение таких мер не влечёт юридических последствий, а нарушение режима «повышенной готовности»влечёт за собой административную ответственность. Поэтому для начала необходимо ознакомиться с введённым в вашем регионе режиме, изучив соответствующий нормативный акт, и только после этого утверждать о возможности государства привлекать к ответственности нарушивших правила поведения в регионе. При изучении нормативных актов используйте достоверные источники и издания, а не СМИ, у который единственный интерес поймать «популярность» и извлечь коммерческую выгоду. Очень важно понимать происходящее, и в случае если вы считаете что должностное лицо неправомерно желает привлечь вас к ответственности на фоне «пандемии» необходимо чётко понимать свои права и знать нормативные акты, регулирующие данный вопрос.

Если дочитали до конца статьи, прошу вас поставить лайк и подписаться на мой канал. Спасибо.Берегите себя!

Данная статья носит ознакомительный характер и является субъективным мнением.