Снова и снова в работе с тяжёлыми психиатрическими клиентами вспоминается это высказывание Карла Витакера.
Сразу несколько случаев:
1. Пациентка с приступообразно-прогредиентной шизофренией живет на свою пенсию на даче – её трёхкомнатную квартиру в центре города сдаёт её формально считающийся здоровым сынок, не работающий, имеющий в собственности другую квартиру и живущий на деньги с аренды. Больная знакомится с соседом по садовому участку, и после месяца счастливого совместного ведения хозяйства мужик деликатно интересуется – а нельзя ли жить в квартире? Услышавший о такой наглости сынок мгновенно реагирует предельно адекватно: состоящая на диспансерном учёте мама немедленно госпитализируется, ибо несёт явный бред. И то верно- с какой радости сумасшедшая мамаша должна лишать своего любимого сыночку его законного дохода?
2. Пациент с таким же диагнозом лежит в апатической депрессии уже года три, потеряв всякую надежду на улучшение. С ним начинает активно заниматься психотерапевт, подбираются антидепрессанты. Выясняется, что пациент – высококлассный специалист, токарь 6-го разряда. Его с восторгом берут на работу, платят неплохую зарплату. Перед ним раскрываются новые перспективы, он выходит из депрессии, радуется жизни, активно общается (без пьянки) с коллегами по работе. Но тут начинает тревожится жена – что-то с ним не так! По её предложению они идут на консультацию к заведующей отделением, где он неоднократно лечился, узнать, всё ли в порядке. А у той в отделении ремонт, и ей позарез нужны трудолюбивые, исполнительные помощники, так что можно понять, почему она рекомендует пациенту «полежать, полечиться». Для пациента всё рушится - он снова всё же сумасшедший, с желанной работой можно попрощаться, а психотерапевт, видимо, шарлатан и только зря деньги брал – ведь опять приходится лежать в стационаре, ничего не помогает…
Психотерапевт, действительно, совершил ошибку, занимаясь не со всей семьёй, а с одним пациентом. Семье нужна стабильность, и все изменения к ней – даже и к лучшему – закономерно встречаются с сомнением, если к ним не готовы другие члены семейной системы. Понятно, что жена в последнем случае обеспокоена не только потенциально возможным ухудшением, но и потерей контроля над мужем, перспективой снижения своего статуса в семье. У неё нарастает тревога, а психотерапевт не вовлёк её в работу, не объяснил ей что происходит, не помог ей выбраться из роли Заботливой Мамочки. Её нельзя назвать виноватой в срыве реабилитационного процесса, она просто не умеет жить по-другому.
Так что если нужны по-настоящему стойкие изменения к лучшему – приходите на приём все! Работа с тяжёлой психиатрической патологией напоминает сказку про Репку – никогда не знаешь заранее, кто будет той последней мышкой, усилие которой привело к окончательному успеху. Давайте вместе учиться побеждать болезнь!
Запись на прием: +7 929 817-24-24
Адрес: пр. Ворошиловский, 69/73
Сайт: madorskiy.ru/...cial_brand