Очерк был напечатан в № 5 журнала «Охотничьи собаки» за 2001 год. В переработанном виде он вошёл в книгу Сергея Матвеева "Борзые и охота с ними".
Для русского уха слова “борзая”, “мелкотравчатый”, “травля” продолжают звучать достаточно привычно, хотя истинные значения их уже, пожалуй, забыты или приобрели совершенно другой смысл. Так, сейчас эпитет “мелкотравчатый” характеризует человека с мелкими помыслами и простыми желаниями. И многие и не подозревают, что эти слова — осколки самобытного, сочного и красивого языка псовой охоты, занятия, широко распространённого в России вплоть до XX века. К сожалению, наши современники мало что знают об этом увлечении предков, об обычаях и способах охоты, культурных традициях и языке. Определённой части публики она знакома по описаниям псовой охоты в “Войне и мире” Льва Толстого. Очень и очень приблизительное представление о ней даёт экранизация романа, сделанная в 60-х годах С. Бондарчуком. Возможно, кому-то попадалась в руки замечательная повесть Е.Э. Дриянского “Записки мелкотравчатого”. Из русской классической литературы к этому перечню можно добавить несколько стихов Пушкина. Вот, пожалуй, и все источники, из которых мог получить представление о псовой охоте современный более-менее образованный русский человек. Даже нашим теперешним охотникам известно о борзых и охоте с ними, как правило, очень немного. А ведь псовая охота и сейчас существует в России!
История появления борзых занимала умы многих исследователей и знатоков охотничьих собак. Достаточно назвать такие близкие каждому любителю борзых имена, как Л.П. Сабанеев, П.М. Мачеварианов, П.М. Губин, Н. Реутт. Интересуют она и кинологов наших дней.
И авторы прошлого, и нынешние часто высказывают совершенно различные гипотезы и теоретические обоснования происхождения борзых вообще и особенно такой близкой сердцу россиянина русской псовой. При этом, случается, впадают чуть ли не в мистику, увлекаются и преподносят за подлинные факты явно легендарные предания и свидетельства, забывая, что любая порода собак, будь то охотничья, пастушья, сторожевая, может появиться только в результате специализации и насущной потребности человека. А для этого должны существовать определённые и достаточно широко распространённые виды охот, для которых и могут быть востребованы те или иные качества помощника человека — собаки. Поэтому давайте всё-таки определимся, что же такое борзая, и для каких целей она может использоваться на охоте.
Всё сложение борзых говорит о способности к стремительной скачке. В местах своего возникновения собаки данной группы самостоятельно ловили на открытых пространствах мелких и среднего размера очень быстрых животных от зайца до антилопы включительно. Впрочем, для этого применялись не только специальные собаки, но и приручённые гепарды, а по некоторым историческим сведениям, даже леопарды и дикие коты, а также ловчие птицы. Однако собаки как более социальные и легче адаптирующиеся животные были удобнее и проще на охоте, в содержании, разведении и получили большее распространение.
Конечно, человеком для ловли животных, кроме борзых, использовались и другие группы собак. Так, гончие с помощью чутья могли долго преследовать зверя и, в конце концов, заганивали его. Такова работа фоксгаундов в парфорсных охотах. Для добора подранков и добычи больших животных: оленя, кабана, тура, а то и льва со слоном, — применялись крупные травильные собаки. Это что-то среднее между борзыми и гончими. Животных они преследовали, и подчас очень долго, с использованием чутья или зрения до тех пор, пока не добудет его вооружённый охотник. Иногда эти собаки останавливали и “держали” зверя до подъезда охотника. А порой травильные собаки и самостоятельно брали зверя.
Некоторые кинологи относят к травильным собакам и борзых, как предназначенных для травли и поимки животных. Но такая классификация не учитывает отличий в основных охотничьих качествах, необходимых для добычи зверя. У борзых это быстрота, зоркость и ловкость, а у собственно травильных собак — злоба, сила и настойчивость. Поэтому, в под “травильными собаками” следует подразумевать именно последних, а борзых считать отдельной и особенной группой охотничьих собак.
Задача борзой на охоте, по сути, очень несложна — заметив оказавшееся в поле зрения животное, как можно быстрее догнать его и поймать. Только эта простота кажущаяся, так как, спасая свою жизнь, зверь несётся во все свои резвые ноги. Так что сие под силу далеко не любому псу — эффективно ловить добычу могут только собаки специализированной породы. А чтобы появилась именно такая порода, необходимо несколько предпосылок. Во-первых, наличие больших открытых равнинных пространств, на которых охота другими способами будет менее результативна. Во-вторых, насущная необходимость для людей охотиться на небольших быстрых животных при их достаточном количестве. В-третьих, должен иметься быстрый, маневренный и лёгкий для человека способ передвижения на охоте. А с древнейших времён до сей поры для этих целей более всего подходит лошадь. Только совпадение всех этих условий и могло привести к появлению собак с лёгким костяком, мощными мышцами, способными к быстрым сокращениям и повышенной, в сравнении с другими породами собак, зоркостью.
Следующий вопрос, который возникает сразу же: каков генезис русского названия этой группы собак?
Самое простое и как-будто наиболее верное объяснение состоит в том, что оно происходит от старинного слова “борзый” — быстрый. Так, в старорусском языке известны слова “вборзе” — скоро, быстро, и “борзо” – быстро. А прилагательное “борзый” ещё не так давно применялось к лошадям (“тройка борзых лошадей…”). Или входило в иронический эпитет “борзописец” — быстро пишущий, писака.
И сейчас старинное слово “борзая” ассоциируется с собаками, отличительной чертой которых является резвость, быстрота. В русском языке: гончая — гоняющая собака, легавая — ложащаяся на стойке, лайка — лающая. Точно также и борзая — “быстрая”.
Каких же собак включают в группу борзых? В разных странах и разных кинологических организациях существует свой подход. Но в целом суждения о принадлежности той или иной породы к борзым обычно совпадают. И в основном кинологи придерживаются взгляда, что без быстроты скачки не может быть борзой.
Всего в мире сейчас насчитывается около двух десятков пород борзых. В нашем отечественном охотничьем собаководстве включены в группу борзых и стандартизованы шесть пород: русская псовая борзая, хортая борзая, тазы, тайган, бакхмуль (афганская аборигенная) и грейхаунд. Кроме того, в своё время были разработаны стандарты ещё на две породные группы борзых: южнорусской (степной) и среднерусской. Но потом эти стандарты были отменены.
Помимо этих основных пород, в России культивируют, а иногда используют и на охоте, другие завозные породы борзых – такие, как випет[1], дирхаунд, салюки и другие. При этом на выставках для оценки их используют стандарты FCI[2].
Согласно принятой в FCI системе, борзые объединены в группу 10. Внутри этой группы различают три секции:
(10.)1 — длинношерстные борзые;
(10.)2 — грубошерстные (жесткошерстные) борзые;
(10.)3 — короткошерстные борзые.
В FCI утверждены стандарты на следующие породы борзых:
10.1 Афган FCI-№ 228
10.1 Русская псовая борзая FCI-№ 193
10.1 Салюки FCI-№ 269
10.2 Дирхаунд FCI-№ 164
10.2 Ирландский вольфхаунд (волкодав) FCI-№ 160
10.3 Азавaк FCI-№ 307
10.3 Випет FCI-№ 162
10.3 Гальго FCI-№ 285
10.3 Грейхаунд FCI-№ 158
10.3 Итальянская малая борзая (леврет) FCI-№ 200
10.3 Мадьярский агар FCI-№ 240
10.3 Польский харт FCI-№ 333
10.3 Слюги FCI-№ 188
И отдельно группа условно-борзых или полуборзых относимые к 5 группе FCI — к группе шпицев. Это:
Канарская поденко
Поденко ибисенко
Португальская поденко
Сицилийская борзая
Фараонова собака
В Великобританском Кеннел клубе (КС) борзые входят в группу Hound (Борзые и Гончие). Но в отличии от FCI, многие борзые, такие как: азавак, мадьяр агар, польский харт и гальго, — не признаны им. Та же самая картина и в американской кинологической организации — АКС, но там ещё официально не признана и относится к редким собакам слюги. Зато в этих кинологических объединениях фараонова собака и поденко ибисенко (ивисская борзая) включены в группу Hound. В АКС и КС, помимо этого, итальянская борзая (леврет) числится в Toy Group (Карликовых).
В мире существует довольно много интернациональных и национальных объединений. Одной из таких мощнейших международных организаций является FCI. А РКФ входит в эту организацию как ассоциированный член. Надо сказать, что взаимоотношения различных объединений далеко не просты. В каждой существуют свои стандарты и свои породы. Разнятся и требования к ведению племенной работы. Поэтому родословные документы и титулы не всех кинологических объединений признаются в FCI. Так, в РКФ на всех мероприятиях (выставках, смотрах, состязаниях) действительны родословные стран FCI, Американского Кеннел клуба (АКС), Английского Кеннел клуба (КС, КСGB), Канадского Кеннел клуба (СКС). В России разведением борзых занимаются общества охотников, питомники и клубы, входящие РФОС, которая является членом РКФ, а также клубы и питомники других российских кинологических объединений, входящие в систему РКФ.
Сергей Матвеев
[1] Здесь название породы дано в транскрипции более или менее приближённой к фонетической, что кажется естественнее и ближе к языку оригинала. Встречаются различные русифицированные варианты её названия: уиппет, уипет, виппет. Неодинаковые написания английских слов довольно обычное явление для русского языка. К примеру, друга Шерлока Холмса в различных изданиях величают и Уотсоном и Ватсоном. Но что такое английское “W”? — всего лишь картавое русское “В”, мало похожее на “У”. Произнося “уиппет”, да ещё с двумя “П”, вы рискуете быть не понятыми англоязычными собаководами — (С.М.).
[2] FCI — Международная Кинологическая Федерация — одна из крупнейших международных кинологических организаций.