Найти тему
ТыжИсторик

Испанская Инквизиция в борьбе за дело Мира

Автор: Vir summo ingenio

Ты прислушайся к голосу разума. Слышишь? Слышишь, какую фигню он несет? Вот-вот. Так что надо просто верить, брат Кадфаэль!
Гай Юлий Орловский. Ричард Длинные руки.

Находясь в полуразрушенном и заброшенном сарае в деревне Урдакса в Испанской Наварре, представитель Трибунала священной канцелярии инквизиции в Логроньо Алонсо де Салазар-и-Фриас, мрачно осматривая открывшуюся перед ним помойку и разваливающуюся крышу, отчетливо начинал понимать, что кто-то пытается сделать из него дурака. На дворе стоял 1611 год.

Из допросов схваченных ведьм, а также свидетелей следовало, что в данном сарае неоднократно проводился шабаш ведьм с вызыванием самого дьявола, который сопровождался различными богомерзкими деяниями, включая совокупление с уже указанным владыкой преисподней.

Собственно из тех же показаний усматривалось, что шабаш проводится в этом сарае и в настоящую минуту, однако ни прародителя зла, ни прочих участников в сарае не наблюдалось. А навоз наблюдался. Алонсо де Салазар-и-Фриас переплевался на человеческую подлость и глупость, вытер с сандалий навоз и отправился разгребать ту дурь, которую уже успели наворотить муниципальные власти.

А обещали примерное такое, шалуньи… Шабаш ведьм на горе Брокен. Michael Herr (1650) - Germanisches Nationalmuseum Nuremberg
А обещали примерное такое, шалуньи… Шабаш ведьм на горе Брокен. Michael Herr (1650) - Germanisches Nationalmuseum Nuremberg

Созданный в 1478 году их католическими величествами Фердинадом II Арагонским и Изабеллой I Кастильской Трибунал священной канцелярии инквизиции (Tribunal del Santo Oficio de la Inquisición) был прежде всего призван поддерживать чистоту католической веры подданных. Завершение Реконкисты привело к тому, что на землях католических величеств оказалось множество мусульман и иудеев, которых они с энтузиазмом стали выдавливать за пределы Испании, попутно конфискуя имущество.

Сложнее дело обстояло в случае принятия истинной веры, когда новообращенный становился добрым католиком, до которого (и до его имущества) было так просто не докопаться. Инквизиция и должна было проконтролировать каноничность веры новообращённых, особенно евреев и мусульман, принуждённых принять католичество.

Отсюда следовал один важный практический вывод. Испанская инквизиция была завалена конкретной работой, в связи с чем высасывать из пальца и малоперспективные ведовские процессы им слабо улыбалось. Собственно инквизиция и так была завалена обычными склоками и перекрестными доносами о том, что сосед не ходит к причастию и исповеди, не так молится и связался с еретиками. Таких граждан Santo Oficio собирало скопом по 500 – 600 рыл и отправляло поститься и каяться, некоторых показательно выпоров, поле чего возвращалось к своей основной деятельности, где уже работало с огоньком.

А в это самое время на Европу свалилось счастье в виде малого ледникового периода, что повлекло неурожаи, бедствия и холодные злые зимы, когда в редких случаях фиксировали даже замерзание пролива Босфор. У всех встал естественный вопрос: «За что караешь, Господи?». Посовещавшись, решили – во всем виноваты кто? Правильно – бабы! Истинно от них все зло, сосуд диаволов. После чего, Германия, Южная Франция и Италия наперегонки стали разводить костры, и понеслись процессы над ведьмами. Испанская инквизиция, в свободное от допросов время смотрела на это с легким недоумением. В смысле: «Ну, ты смотри, как людям заняться нечем».

Нельзя сказать, что в Испании к тому времени никогда не случались сожжения за колдовство. Однако прежде всего на теологическом уровне в Испании различали чародейство (то есть практически насобирать травок и подсыпать соседу) и колдовство (насобирать травок и скакать с ними вокруг костра). Если первое яростно преследовалось с незапамятных времен, как уголовщина, то второе считалось впадением в ересь, которое в зависимости от текущего политического момента могло квалифицироваться по-всякому.

Это хорошо прослеживается по решениям Супремы – высшего органа Испанской инквизиции из 10 лиц. Так, в 1568 году Супрема влепила выговор с занесением в грудную клетку личное дело инквизитору, наложившему штраф за произнесение заговора с целью исцеления болезни, что было расценено как нееретическое чародейство). А с другой стороны были полностью подтверждены действия инквизитора Сарагоссы буквально через 20 лет, который признал ересью хранение пальца мертвого человека в качестве талисмана. Однако в общем массиве дел, эта галиматья занимала порядка 1-2 %, а мягкость наказания (штраф, плети или бесплатное покаяние) приводила к тому, что хитроумные граждане пытались свалить из-под юрисдикции светского суда в зловещие лапы инквизиции, где поганцы чувствовали себя как дома.

Достаточно долго это избавляло Испанию от кошмарной охоты на ведьм, а на вопросы о колдовстве и шабашах ведьм инквизиторы отбрыкивались тем, что это все бред, вызванные принятием снадобий. Однако как я уже говорил, в отдельных случаях прорывы случались, и в 1498 году в той же Сарагоссе сожгли как колдунью Грацию де Валле. Затем, Испанская инквизиция поднимала температуру на планете в 1499-1500 гг. (3 женщины), 1512 (две женщины) и 1522 г. На фоне соседей это была как-то чистенько, но бедненько.

Беда пришла откуда не ждали - с приграничных с Францией земель Каталонии и Наварры, которые всегда доставляли головную боль короне, и, кстати, бузят до сих пор. В Наварре давно с подозрением смотрели через забор во Францию, где ведьм жгли на кострах, в результате чего граждане стали волноваться, что они отстают в этом, без сомнения, важном деле. А ну как у соседей все получится и жизнь наладится, а мы тут так и останемся не у дел? В результате в 1526 году светские суды начали массово хватать ведьм и судить их за колдовство. Королю Испании Карлу I, который только за 4 года до этого кое-как замирил восстание коммунерос, а в настоящее время бодался в Итальянских войнах, новый очаг возмущения был категорически ни к чему. Инквизиции был задан конкретный вопрос: «А что собственно у Вас происходит?».

Собравшись вместе 10 представителей Супремы выработали следующий общий подход к делам о ведовстве.

Да, действительно, ведьмы могут совершать преступления, в которых они сознаются (6 голосов против 4). Если их преступления реальны, то следует обращаться с ведьмами как с прочими раскаявшимися преступниками (покаяние, штраф, плети), за исключением случаев убийства, при котором их следует передавать светским властям для казни. Преступления ведьм входят в исключительную сферу полномочий инквизиции. Если кроме признания ведьмы отсутствуют иные доказательства, то может быть назначено только незначительное наказание.

С колдовством следует бороться проповедями и разъяснением политики партии на деревне. Категорически не рекомендовалось принимать у ведьм показаний против других лиц (никаких архивов не хватит, а пергамент ныне дорог). Эти простые меры позволили к 1530 году подавить вспышку безумия на границе с Францией. Дела были у светских властей изъяты, чересчур ретивые исполнители на местах получили по голове и были приведены к единому знаменателю, баб разогнали. Дальнейшие 70 лет прошли относительно спокойно, а любителям экзорцизма Супрема нервно отбрехивалась, что колдовство является иллюзией.

Но, в правление его католического величества Филиппа III, короля планеты, рвануло опять. И опять радость пришла из Франции, оплота Науки и Просвещения. В 1609 году французский судья Пьер де Ланкр к северу от Пиренеев провел охоту на ведьм, которая привела к массовому сожжению обвиняемых (более 80) в Бордо. Через границу в Каталонии и Наварре радостно встрепенулись по принципу «все побежали, и я побежал». В результате светские власти быстро, решительно, пока их не схватили за руку, похватали кого нашли и сожгли кого попало.

Началось, все с признания Марии де Симильдеги из Зугаррамурди о том, что она присутствовала на шабашах ведьм. Кроме того, она назвала других жителей деревни. Притащили одну из названных, Марию де Журетегию, которая в ходе непродолжительного доброго допроса также во всем созналась. А далее по цепочке власти выяснили, что на шабаши в качестве ведьм наведываются 1384 девочки и 420 взрослых женщин.

В местной инквизиции в Логроньо схватились за голову со словами: «Ой, дураки!». Первым делом муниципалитету надавали по лапам за то, что лезет не в свое дело и дали указание по улицам не бегать и подданных короны не обугливать. После чего, два инквизитора в Логроньо, Алонсо Бесерра-и-Олкин и Хуан дель Валье Альварадо погоревали немного (как отписываться то будем перед Мадридом?), выхватили наугад порядка 40 дел, где имелись признания и кое как свели их в какую-то систему, где описания дьявола, ночных собраний и церемоний как-то корреспондировали друг другу. После чего отписали в Супрему, что у нас тут, привет горячий, случился прорыв Инферно, кругом ведьмы ходят, плюнуть уже некуда. В общем, мы все умрем.

Теперь уже схватились за голову в Супреме. По сравнению с 1530 годом люди там уже сидели другие, но общий лейтмотив их поведения был примерно тот же. Они понимали, что если эту галиматью не остановить, то она поползет по стране расползаясь в геометрической прогрессии (и будет отнимать силы и мешать жечь еретиков). А с другой стороны, а ну как там правда прорыв Инферно? В итоге разбираться в Логроньо отправили уже упомянутого Алонсо де Салазар-и-Фриаса, которого мы оставили в начале очерка в сарае. Фриасу вручили вопросник для получения ответов у заключенных, а также ведьм, которые остались на свободе и свидетелей. Смысл вопросов с неприкрытым намеком сводился к установлению того, а не были ли события шабашей сном.

Наши три богатыря, то есть Алонсо де Салазар-и-Фриас, Алонсо Бесерра-и-Олкин и Хуан дель Валье Альварадо, для начала опросили заключенных дам и получили ответ, что таки да Шабаш был реальностью. Правда 12 гражданок утверждали, что они к шабашам непричастны.

Братья-акробаты за работой… Кристиано Банти. 1857 г. Галилей перед Римской инквизицией.
Братья-акробаты за работой… Кристиано Банти. 1857 г. Галилей перед Римской инквизицией.

Надо сказать, что в Испании «Молот ведьм» (передовое достижение европейской мысли о том, как искать и пытать ведьм) не котировался от слова совсем. Местная инквизиция, поднаторевшая в разборках и диспутах с еретиками, легко ловила подследственных на противоречиях в ходе многочасовых допросов и очных ставок, в результате чего жертва, окончательно запутавшись в показаниях, признавалась в ведовстве.

Подумав, порешили признавшихся наказать по церковно-партийной линии без применения костра, за исключением одного товарища, который наговорил, что он в ведьмы принимал и делал сильных экстрасенсов без регистрации, без смс. Данного товарища на всякий случай сожгли.

Стали думать, что делать с теми, кто не признался. Двое инквизиторов предлагали подследственных сжечь, чтобы не плодить лишних сущностей. Фриас предложил допрос под пыткой, чтобы таки разобраться. Дело решили путем демократической процедуры, и двумя голосами против одного решили жечь. Ввиду отсутствия консенсуса документы направили в Супрему. Одновременно туда же стал усиленно сигнализировать епископ Памплонский Венегас де Фигероа, который сообщил, что вы что с дуба рухнули повальное увлечение ведьмами состоит из слухов, распространяемых детьми и простыми людьми, которые слышали о ведьмах во Франции.

В Супреме осмотрели телеги бумаг, которые им приволокли (а это только по упомянутым 30-40 делам, при том, что еще около тысячи потенциально ждут свою судьбу), развернули Фриаса и сказали: «Вам поручили, вот вы и разбирайтесь». И отправили его в марте 1611 года уже одного для дополнительного расследования. И волынка потянулась по новой.

Попутно Супрема издала «Эдикт милости», по которому всем ведьмам можно было явиться и покаяться, без назначения наказания.

Для начала Фриас решительно похерил все дела (1384) в отношении детей от шести до четырнадцати лет, со словами: «Если в этом замешан дьявол, то как он мог допустить, чтобы его махинации были так легко разоблачены детьми восьми лет и младше? Мелкие они еще с дьяволом общаться! Кто-то спорит? Никто не спорит. Отлично. За работу, товарищи, за новые свершения». Таким действенным богословским доводом ему удалось списать 76,71 %, заведенных дел. Однако оставались еще 420 дел в отношении взрослых ведьм. Часть удалось списать по «Эдикту милости».

Восемь месяцев тихо офигевающий Фриас выслушивал допросы подследственных, в которых менялись показания, исчезали и появлялись признания, а также творился полный кавардак. Тогда Фриас решил стать на твердую почву материализма и приступил к привязке на местности. С этим начались объективные сложности, так как девушки путались как с местом шабаша, так и с такими деталями, где сидел дьявол. Вещественные доказательства в виде мазей и порошков, служащих для путешествия на шабаш, оказались какой-то лажей, местными разновидностями БАДов. Услышав, что шабаши продолжаются в упомянутом сарае, Фриас решительно поставил следственный эксперимент, в ходе которого ни в упомянутой постройке, ни вокруг нее шабаш не обнаружился. Даже под корытом.

И, наконец, Фриаса посетила светлая идея. В ходе следствия не раз всплывали показания, что на шабаше осуществлялись совокупления с дьяволом, причем такие, что в сарае крыша улетала. Фриас обоснованно решил, что вот уж это-то можно легко проверить. И проверил. Основательная часть задержанных оказались девственницами.

Осталось только объяснить, откуда взялись признания, но Фриас хитро вывернулся и отписался тем, что дьявол обманывает тех, кто думает, что они были на его собрании, с намерением создать шум и несправедливо обвинить невинных. Рассказы о полете в воздухе на метле были решительно отвергнуты как противоречащие физической картине мира.

Итогом стал отчет Фриаса на 5000 страниц. Вывод был один:

«Я не обнаружил никаких показаний, на основании которых можно сделать заключение, что имел место хоть один случай колдовства, в равной степени как и посещения шабаша, присутствия на нем, нанесения повреждений или другие утверждавшиеся факты. Подобное просветление во многом укрепило мои прежние подозрения, что показания сообщников без объективных доказательств от других лиц недостаточны даже для обоснования ареста. Более того, мой опыт приводит к убеждению, что те, кто прикрываюся Эдиктом милосердия, более чем на три четверти ложно обвинили себя и своих сообщников. Кроме того, я верю, что они могли бы свободно прийти в инквизицицию, чтобы отречься от своих признаний, если бы знали, что их примут доброжелательно без наказания, поскольку я боюсь, что мои усилия, направленные на это, не получили достаточной огласки».

В итоге дело о ведовстве в Логроньо закрыли, баб как водится разогнали. В минусе остались 5 подследственных умерших в тюрьме и 6 гражданок, которых успели спалить. На фоне полыхающих костров в Германии, Франции и Италии можно сказать, что Испания легко отделалась.

31 августа 1614 года Супрема опубликовала новый комплект из 32 инструкций, как руководство инквизиторам по делам о ведовстве (успокойтесь уже и занимайтесь своей работой). Инструкция требовала независимых показаний для подтверждения обвинения. Свидетели могли отрекаться от своих признаний без страха пытки, признания следовало тщательно исследовать. При возникновении сомнений в их подлинности не допускалась конфискация собственности. Все решения по таким делам могли приниматься трибуналами на местах только единогласно и с обязательным утверждением в Супреме.

По делам в Логроньо собственность сожженных вернули, с родственников сняли подозрения.

И, наконец, данные инструкции запрещали публичное обсуждение колдовства (задрали уже!). Испанские любители битвы экстрасенсов взгрустнули, но спорить не стали, так как инквизиция не по всем делам была такой мягкой и пушистой.

Примерно, до 1620 года Инквизиция гасила всплески активности светских властей в Каталонии и Северной Бискайе по экзорцизму, что вылилось в еще какое-то количество трупов, точное число которых неизвестно, так как муниципалитеты такого же строго учета не вели.

Однако в итоге светским властям надавали по рукам, за разговоры о колдовстве били по языку. И после этого с ведовством в Испании как отрезало!

Сам Фриас в 1631 году лично пролез в Супрему.

Итогом стало спокойствие королевства хотя бы по этой линии, у них там и без этого проблем хватало. Инструкции 1614 года действовали вплоть до закрытия Инквизиции и выполнялись неукоснительно.

15 октября 1818 года в трибунал инквизиции в Сарагосе явилась Анна Барберо и заявила, что она того, ведьма и заключила сделку с дьяволом. В трибунале на нее посмотрели мутным взглядом и спустили с лестницы, посоветовав не засорять их каналы и анналы мусором. У девушки видимо было что-то не в порядке с головой, или просто хотелось внимания, но она повторила опыт в Валенсии, но с тем же результатом. Наконец, он стучала, стучала и достучалась. Севильский трибунал приговорил Анну Барберо за богохульство, клевету и договор с Дьяволом к двум сотням ударов розгой и 6-летнему изгнанию (позже замененному 8 годами в исправительном доме для проституток).

Ссылка на канал автора: Vir summo ingenio

ЧИТАЙТЕ так же:

Аромат великих мужчин