Найти тему
не жизнь - сказка

Я - начальник! Понятно Вам?

Оглавление
руководителями не рождаются, фото из галереи Яндекс.Картинки
руководителями не рождаются, фото из галереи Яндекс.Картинки

Уважаемые читатели канала!

Большую часть своей сознательной жизни я занимался вопросами кадрового обеспечения деятельности армейских подразделений, структурных подразделений государственного органа. Мне приходилось сталкиваться со многими руководителями, которые своими решениями непосредственно влияли на работоспособность своих коллективов.

Хотелось бы немного порассуждать на тему отношения руководителя к своим подчинённым сотрудникам.

Школа советского руководителя

Моё взросление и становление как специалиста пришлись на советские годы. Согласен с утверждением, что призывы и моральные установки, которые пропагандировали в то время, не всегда совпадали с реальным поведением руководителей. Тем не менее, меня учили при работе с людьми быть к ним внимательным, выслушивать собеседника, стараться понять суть проблемы и сделать всё от тебя зависящее, чтобы помочь человеку.

Один из моих руководителей сказал очень ёмкую, на мой взгляд, фразу: «Не люди нужны для кадровых работников, а кадры должны работать для людей!» В силу того, что я по жизни старался вести себя честно, соблюдать правила делового общения, вникать в нужды людей, не унижать человеческого достоинства собеседника, были времена, когда некоторые начальники не воспринимали стиль моего поведения. Они считали меня мягким, недостаточно требовательным, не способным «гнобить» подчинённых, выбивать из них нужной покорности и внушать страх.

работать не умеете! фото из галереи Яндекс.Картинки
работать не умеете! фото из галереи Яндекс.Картинки

Глядя на таких руководителей, на манеру их общения с людьми, когда на подчинённого сотрудника можно орать, брызгать слюной, унижать его, зачастую, при других сотрудниках, выражаться нецензурно и грозить увольнением, на ум приходила мысль: «Кто же тебя обидел в этой жизни? Из каких уголков детства тянется жуткая, чёрная лента нанесённой тебе травмы, которая до сих пор душит в тебе всё человеческое и доброе?»

В отличие от таких «требовательных» начальников, встречались на моём пути совсем другие руководители. Например, когда мне пришлось длительное время работать слесарем по КИПиА на приборостроительном заводе, отделом руководил Владимир Михайлович Тараканов. Он был настоящим представителем советской школы руководителей: достаточно требовательный, понимающим, разбирающимся в вопросах производства и в людях, которые были у него в подчинении. Он знал о нас практически всё, ненавязчиво интересовался делами за пределами завода, защищал нас на различных совещаниях, старался организовать нашу работу для получения положительного результата.

мы - команда! фото из галереи Яндекс.Картинки
мы - команда! фото из галереи Яндекс.Картинки

Надо сказать, что коллектив в основной своей массе уважительно относился к руководителю, старался не подвести его. Мне кажется, что такая обратная, положительная связь от подчинённых, более продуктивна, чем страх получить нагоняй от несправедливого начальника.

Психология коллектива

Если мы будем рассматривать отношение подчинённых к своему руководству через призму психологии, то нужно принять во внимание некоторые аспекты поведенческих реакций.

Например, постоянный психологический гнёт, унижение достоинства, стрессовые ситуации, цейтнот рабочего времени в следствии непродуманных решений, разборки на повышенных тонах и прочие «прелести» жёстких руководителей, слабо мотивируют на продуктивную творческую работу. Подчинённые сотрудники начинают бояться допустить ошибку, проявить инициативу, возразить начальнику, который в силу многих причин (объективных и субъективных) «гнёт свою линию», не принимая во внимание предложения других сотрудников. Зачастую, начальник считает, что его хотят «подловить» на некомпетентности, ущемить авторитет, возвысится на его незавидном, служебном фоне.

бестолочи ленивые! фото из галереи Яндекс.Картинки
бестолочи ленивые! фото из галереи Яндекс.Картинки

Такое поведение «попахивает» какой-то фобией! Как правило, руководитель с указанными замашками действительно не обладает широтой мышления, за решением сиюминутных задач, не видит открывающиеся горизонты, страшится принять точку зрения смышлёного сотрудника. Он боится обсуждения, коллегиальности решений, потому что, по сути своей, не является лидером коллектива. Насаждение своей точки зрения, являющейся, по мнению такого недалёкого начальника, наиболее правильной. В конечном итоге, приводит к грандиозному провалу (проекта, задания, порученного дела).

Как бы ни боялись подчинённые своего руководителя-самодура, они обязательно найдут способ его «подставить». Умные сотрудники сделают пакость таким образом, что вышестоящее руководство во всём обвинит начальника, не способного достичь результата. А там и до его отставки может дойти дело!

Пример другого рода. В советское время основная масса руководителей проходила карьерную лестницу, начиная с простых рабочих и специалистов, постепенно поднимаясь по ступеням наверх. Такие начальники знали как всё устроено, наблюдали постепенное усложнение цепочек и взаимосвязей, досконально разбирались в процессах и приобретали опыт и нужные знакомства. На мой взгляд, такие руководители были наиболее успешными, при условии, что со временем «не бронзовели», оставались восприимчивыми к новым идеям и инициативе своих подчинённых.

так держать! фото из галереи Яндекс.Картинки
так держать! фото из галереи Яндекс.Картинки

Искусство руководства заключается, и об этом говорят многие психологи, в аккумулировании перспективных, новаторских, как модно выражаться сейчас, «прорывных» идей, выработке на их основе взвешенного, прогрессивного решения, претворении в жизнь идей и проектов, способных принести компании результат и прибыль. Начальник такого толка должен быть компетентным во многих вопросах, понимать своих подчинённых, как говорят, «с полуслова», доверять им (в определённой степени), но при этом чётко распределять роли и контролировать ход всего процесса до получения конечного результата.

И самое главное, хороший руководитель должен уважать подчинённых сотрудников! Как говорят в народе: «Короля делает свита». Успех начальника в большей степени зависит от усилий руководимого им коллектива. Печально, что в последнее время руководители разного уровня пренебрежительно отзываются о трудовом народе, забывая, что именно этот «нищий, недалёкий, недостойный уважения, ленивый, недовольный» народ содержит чиновничью надстройку на свои кровно заработанные деньги, которые в виде всевозможных налогов поступают в государственный бюджет. Уважайте подчинённых, заботьтесь о них и получите результат!

На том стоял и стоять буду! С уважением. Виктор!