Часть 1: как построить образцовую крепость
Часть 2: предпосылки и расклад сил
Часть 4: триумф Филиппа Августа
Прежде чем приниматься за осаду самой крепости, Филиппу Августу было необходимо подготовить к осаде прилегающую территорию, создать условия для ведения обстрела и прочих осадных работ, расчистить подходы к стенам и убедиться, что он не столкнется с противодействием английских сил, находящихся в ближайшей округе.
Первым делом французы захватили замок Радпон на левом берегу Сены, получив удобную позицию для обстрела укреплений Шато-Гайар из разного рода метательных машин. Когда противоположный берег оказался занят французами, гарнизон Шато-Гайар понял, что теперь мост через Сену, если и способен кому-то принести пользу, то точно не им, и принял решение мост сжечь. Однако осадных мастеров короля Филиппа такие мелочи не останавливали: они соорудили наплавной мост, составленный из речных судов. Мост, в свою очередь, прикрыли две плавучие башни, стоящие на четырех кораблях.
В этот момент все-таки решился вмешаться Иоанн Безземельный, выславший две экспедиционные группы – сухопутную и речную. Предполагалось, что экспедиция одновременно нанесет удары по французским войскам, как на реке, так и на суше. Флот уничтожит наплавной мост, а вторая группа – атакует наземные силы Филиппа, вынудив его отступить от замка, чтобы избежать угрозы окружения. Сухопутную часть сил возглавил сэр Уильям Маршал, первый граф Пембрук и лорд-маршал Англии - знаменитейший английский рыцарь, служивший еще королю Генриху II. Ну, а в итоге... флот оказался задержан приливом, из-за чего опоздал к прибытию отряда Маршала. В итоге Пембрук атаковал без поддержки и закономерно оказался разбит. Не помогло даже то, что англичане напали посреди ночи. Подобным же провалом окончился и удар опоздавшего флота. Иоанн предпринял еще одну вялую попытку отвлечь французского короля, атаковав Бретань, но осознав провал уже в декабре ретировался в Англию.
Теперь между Филиппом Августом и началом полноценной осады стояла лишь деревянная эстакада на реке, разрушить которую требовалось полностью. Но это было недостижимо простым обстрелом. Сделать под нее подкоп так же представлялось проблематичным из-за слишком высокого риска затопления туннеля.
В итоге некий Гальбер из французского лагеря, привязав к себе емкости с горючим, подплыл к эстакаде. План сработал и эстакада вспыхнула. Не ясно, при этом, остался ли жив сам храбрец, но путь для кораблей теперь был открыт, и французы получили возможность, наконец, блокировать Шато-Гайар окончательно.
Поначалу Филипп II медлил, вероятно, надеясь, что Роже де Ласи оценит решимость осаждающих и неготовность к серьезному противодействию короля Иоанна и сдаст крепость. Но де Ласи был человеком решительным и так просто сдаваться не собирался. Понимая, что рассчитывать он может только на свои ограниченные ресурсы, и каждый лишний рот сокращает время, которое сможет продержаться Шато-Гайар, он распорядился выгнать за стены беженцев – около пятисот человек, неспособных держать оружие и укрывшихся в замке после прихода французских войск.
Поскольку любые помехи гарнизону играли на руку французам, король Филипп пропускать беженцев через кольцо блокады отказался. Комендант же впускать их назад не стал, и они оказались зажаты между стенами замка и осадного лагеря без каких бы то ни было средств к существованию. Это закономерно привело к гибели большинства из них от голода и шальных снарядов, летевших с обеих сторон. В итоге французский король смягчился и позволил выжившим уйти.
В феврале 1204 г. французы, убедившись в нежелании гарнизона уступить, наконец, перешли к активным действиям.
Либо можно на карту ВТБ: 5368 2902 5087 3082