Найти в Дзене

Клип как фильм

"Смысл искусства, - говорил Андрей Арсеньевич Тарковский, - создание шедевров”. Именно к шедеврам можно отнести великолепную работу Дениэла Аскила, - видеоклип памяти Леонарда Коена "Happens to the Heart". “Этот фильм, - пишет режиссер,- спокойное и символическое отражение отказа от собственного эго и ловушек славы”. Для студентов Мастерской Арт-Станок и тех, кто интересуется клипмейкингом или работает в жанре музыкального видео, попробуем разобрать некоторые режиссерские подходы и приемы, которые так мастерски тонко использовал Даниэл Аскилл в создании этого фильма-клипа. Во-первых, обратим внимание на соотношение сторон (аспект) кадра, - это широкоформатное киноизображение с пропорцией 2.76 вместо стандартного для видео 16:9. Дело не только в том, что пропорция 2.76 является одной из гармоник золотого сечения и воспринимается зрителем охотнее, чем кадры другого аспекта. Очевидно, что в таком кадре больше воздуха, ландшафта, рельефа, натуры. Менее очевидно то, что в таком кадре

"Смысл искусства, - говорил Андрей Арсеньевич Тарковский, - создание шедевров”. Именно к шедеврам можно отнести великолепную работу Дениэла Аскила, - видеоклип памяти Леонарда Коена "Happens to the Heart".

“Этот фильм, - пишет режиссер,- спокойное и символическое отражение отказа от собственного эго и ловушек славы”.

Для студентов Мастерской Арт-Станок и тех, кто интересуется клипмейкингом или работает в жанре музыкального видео, попробуем разобрать некоторые режиссерские подходы и приемы, которые так мастерски тонко использовал Даниэл Аскилл в создании этого фильма-клипа.

Во-первых, обратим внимание на соотношение сторон (аспект) кадра, - это широкоформатное киноизображение с пропорцией 2.76 вместо стандартного для видео 16:9. Дело не только в том, что пропорция 2.76 является одной из гармоник золотого сечения и воспринимается зрителем охотнее, чем кадры другого аспекта. Очевидно, что в таком кадре больше воздуха, ландшафта, рельефа, натуры. Менее очевидно то, что в таком кадре увеличивается “смысловой вес” среды, место, где действует герой(героиня), перестает быть безличной ареной событий, но становиться одушевленным участником повествования, соритмично откликаясь на эмоциональный кризис персонажа, выраженный через ясные пластические образы. Одушевленный характер пространства, в котором движется девушка, усиливается глубинной мизансценой и тревелингом, позволяющим узкой лесной тропинке распахнуться на финале.

-2

Мы часто в Мастерской говорим о том, что в хорошо построенном кадре всегда есть элемент гилозоизма, - убеждения древних о том, что в природе нет ни одного неодушевленного объекта. Именно такая одушевленность среды обитания героя ( проксемики) делает пространство его присутствия “местом, таящем событие в себе самом”.

Считается, что аспект 2.76 хорошо работает тогда, когда есть эффектные панорамы, интересные ландшафты, смотреть на которые лучше более широкой, чем привычно человеческому зрению оптикой. Если мы представим, что финальный пэк-кадр фильма имеет другие пропорции, например , стандартное для кино соотношение сторон 2.36 или стандартное для видео 16:9, то мы пэк-кадр, а с ним и смысл фильма, потеряем. Так что можно сказать, что режиссерская работа начинается с "выкадровки", включающей понимание оптики и глубины сцены.

-3

В значительной степени с таким подходом связан и другой, очень полезный для клипмейкинга, принцип организации материала в соритмичное целое, а именно правило единства места и времени действия, которое кинематограф взял у театра. Использование такого принципа, - единства времени и места действия, имеет для клипмейкинга свой резон, - включение другой локации, например, переход с натуры в интерьер, всегда будет “сшито белым швом”, будет включать в себя компилятивность, будет оставлять риск превращения истории в “лоскутное одеяло”. В “большом кино” есть наработанный инструментарий перехода из одной локации в другую, но в клипе, в силу ограниченного хронометража использовать эти инструменты не всегда возможно.

Поэтому большая часть успешных видеоклипов была снята в соответствии с этим театральным правилом единства времени и места действия.

( Кстати, как и клип it's no good, о котором мы писали ранее).

К разбору режиссерских приемов в этой работе, таких, как “один кадр - одно событие” и множества других мы вернемся на занятиях в Мастерской Арт-Станок. До встречи!

Автор: Даниил Деведжиев, режиссер, директор и преподаватель Мастерской Арт-Станок