Художники по костюмам рассказывают нам историю через одежду персонажа. Каждая деталь в образе героя призвана усилить составляющую сценария, актерской игры, подчеркнуть те или иные качества. На подсознательном уровне мы считываем эти детали, составляя впечатление о герое фильма или сериала, о ситуации, в которую его поместили сценаристы.
Это особое искусство и я восхищаюсь теми, кто создает эту костюмную вселенную, уделяя внимание каждой детали образа персонажа.
Как научиться расшифровывать костюм в кино? Давайте поговорим об этом.
Стиль
В первую очередь мы обращаем внимание на общий стиль персонажа. Его одежда элегантная или вызывающая? Остро-модная или обычная, аккуратная или неряшливая, подчеркнуто сексуальная или скромная и так далее. Так мы составляем первое впечатление, считываем основной посыл о герое.
Цвет
Самое очевидное – рассказать историю через цвет. На подсознательном уровне мы всегда проводим ассоциацию: белый – невинность и чистота, черный – загадка, тайна, красный – страсть, кровь. Можно продолжать этот ряд.
Через цвет с помощью костюма персонажей объединяют в единое или противопоставляют.
Пример: в сериале Почему женщины убивают главные героини, хоть и находятся в разных временных промежутках, но единство их историй подчеркнуто единой цветовой гаммой в кульминационные моменты. Например, когда все три принимают важное решение – их платья и костюмы сочетают зеленые тона. А в финальной серии на каждой из героинь есть красный элемент одежды.
Красный и синий противопоставляют в сериале Рассказ служанки.
Символизм в костюмах сериала Рассказ служанки
Светлые и темные тона, плотные или легкие фактуры, все это очень часто используют для создания визуального конфликта на экране.
Изменение стиля персонажа
Любые изменения в стиле персонажа всегда отражают сюжетные повороты или внутренние движения души и характера персонажа. Я не беру примеры, когда герой стал одеваться по другому, из-за изменения социального статуса, в таком случае все равно сохраняют какие-то ключевые особенности его костюма. Я имею ввиду изменения более кардинальные.
Пример: Серсея Ланнистер в сериале Игра престолов. В первых сезонах ее костюмы женственные, она открывает плечи и руки, у нее сложные прически. После того, как она берет власть в свои руки ее костюмы кардинально меняются. Она перенимает стиль своего отца, носит одежду очень закрытую и всегда темную.
А может быть и наоборот. С персонажем может происходить множество изменений, а его одежда совсем не меняться или меняться «тихо», не кардинально, не кричаще. Это тоже способ донести историю.
Пример: в сериале Удивительная миссис Мэйзл главная героиня с очень характерным стилем остается верна ему на протяжении всей истории. Она следует моде, но все равно ее образ очень цельный.
Окружающая обстановка
Мне очень нравится прием, когда характер или душевное состояние персонажа демонстрируют через окружающую обстановку.
Герой «сливается» с окружающей средой или резко контрастирует. Он подстраивается под окружающую действительность, скрывая свои чувства или ему комфортно в той сценарной ситуации, которую нам хотят показать.
Пример: в фильме Софии Коппола «Мария-Антуанетта» героиня Кирстен Данст переживает сложный период, она не может исполнить свой главный долг и родить наследника, поэтому ее положение при дворе шатко, а за ее спиной сплетничают и осуждают. Она будто сливается со стенами своих покоев, чтобы отстраниться от всего происходящего. Версаль подавляет ее, и это очень хорошо демонстрируют - стены одновременно и подавляют ее и скрывают.
Символы и аксессуары
Украшения, рисунки на ткани, аксессуары, которые можно заметить в костюме персонажа всегда что-то значат. Часто это бывают довольно прямолинейные и символичные знаки.
Это не просто часть костюма или декор одежды, а говорящие, часто рассказывающие межу строк больше, чем произносит по сценарию актер, элементы.
Пример: изменения символов в украшениях Сансы Старк в сериале Игра престолов. По через взросления и обретения своего Я, он меняет стрекоз, которые украшают ее платья, присутствуют в аксессуарах и украшениях, на символы своего дома и рода.
Игра престолов вообще кладезь в этом плане. Я рассказывала и про символы в украшениях Серсеи, Дайнерис и Маргери Тирелл.
Можно еще много размышлять о том, как художники по костюмам помогают нам узнать больше о героях и персоналиях в свои работах. Я очень люблю фильмы и сериалы, где рассматривать и наблюдать за одеждой героя так же интересно, как и за сценарным действием.
Расскажите, на что вы обращаете внимание при просмотре фильмов?
Подписывайтесь на мой канал об истории, чтобы не пропустить новые статьи! И спасибо вам за лайки!