В 1898-1942 годах в Севастополе ходил трамвай, у вокзалов, в центре города, и пиком развития стала запущенная в 1926 году линия в Балаклаву, где даже для этого построили ветряную электростанцию. Всё разрушила война, восстанавливать не стали...
6 ноября 1950 года в городе торжественно был запущен первый троллейбус. Историю дальнейшую я передавать не стану, если вкратце, то можно почитать в Википедии. Эту же статью я посвящаю развитию севастопольского троллейбуса в последние годы и современным маршрутам.
Один мой коллега по фанатизму к электротранспорту, **RS** с форума Skyscraper составил вот такую табличку.
На сегодняшний день троллейбусы обслуживают основную часть микрорайонов Корабельной и Южной сторон. Депо № 1 на Южной стороне было открыто в 1950 году на улице Льва Толстого, Депо № 2 на Корабельной стороне открыто в 1966 году на улице Павла Горпищенко. В 1996 году было построено ещё одно депо на Южной стороне на Камышовом шоссе, первоначально это было Депо № 3, но после стало Депо № 1, а депо на Льва Толстого теперь просто управление с МРМ - машиноремонтными мастерскими. Нынешнее название предприятия - ГУП "Севэлектроавтотранс" имени Александра Круподёрова.
Итак, всего на балансе 257 троллейбусов, при этом ЗиУ и ЮМЗ в резерве, хотя Депо № 2 несколько ЗиУ иногда выпускает. А все "Авангарды" 2020 года выпуска, это первые 19 троллейбусов из 100 штук, что получит город в этом году. Никто из новеньких ещё не выходил на линии. Апрель 2020 года начался с остановки движения, но, думаю, всё наладится, и троллейбусы снова будут радовать.
Маршруты троллейбусов.
Всего 16 действующих маршрутов.
№ 1: улица Адмирала Макарова - Стрелецкая бухта.
Длина 24,5 км. В таком виде маршрут существует с 2015 года, когда были объединены маршруты №№ 1 и 6, каждый из которых ходили до центра, вот их там и соединили, что положительно оценили пассажиры.
№ 3: площадь Ластовая - Приморский бульвар.
Самый короткий маршрут в городе, длина 13,6 км. В таком виде существует с 1954 года, с момента, когда на площадь Ластовую провели линию.
№ 4: улица Павла Горпищенко - Камышовая бухта.
Длина 35,6 км. Запущен в 2015 году. В истории города это уже четвёртый маршрут под № 4. Этот № 4 планируют продлить до Депо № 1.
№ 5: Приморский бульвар - улица Генерала Токарева.
Маршрут в таком виде существует с советских времён. В 2017 году маршруту был добавлен автономный участок до улицы Александра Маринеско через улицу Отрадную, но, проходив более 2 лет, маршрут № 5 вернулся к прежней схеме.
№ 7: улица Павла Горпищенко - Приморский бульвар.
Длина 17 км. Маршрут существует с 1960 года, как и № 3, неизменный с момента запуска.
№ 9: проспект Победы - Приморский бульвар.
Длина 17,3 км. Маршрут в таком виде существует с 1970 года.
№ 10: Депо № 1 - Приморский бульвар.
Длина 30,7 км. В таком виде маршрут ходит с 2015 года, когда был продлён до Депо № 1 в результате отмены маршрута № 18, который ходил от управления до первого депо.
№ 10к: Казачья бухта - Приморский бульвар.
Длина 31,7 км. Маршрут с автономным участком от Камышовой бухты до Казачьей. Открыт в 2017 году. По какой причине не дали отдельный номер неизвестно.
№ 11: площадь Ластовая - шоссе Генерала Моргунова - площадь Адмирала Ушакова.
Запущен в 2017 году. Маршрут с автономным участком от Депо № 2 до 5 км. Балаклавского шоссе. Это уже третий № 11 в истории города.
№ 11а: проспект Победы - шоссе Генерала Моргунова - площадь Адмирала Ушакова.
Запущен в 2017 году. Маршрут с автономными участками от Депо № 2 до 5 км. Балаклавского шоссе и по улице Генерала Мельника. Планируется объединить маршрут с № 2, который ходил со Стрелецкой бухты на 5 км. Балаклавского шоссе через улицу Льва Толстого. Маршрут № 2 был временно отменён в 2019 году, реанимация в новом виде планируется в этом году.
№ 12: Приморский бульвар - 5 км. Балаклавского шоссе.
Длина 17,3 км. В таком виде маршрут ходит с 1991 года. У № 12 есть разновидность под № 13 по улице Николая Хрусталёва, который временно отменили в 2019 году.
№ 14: Камышовая бухта - 5 км. Балаклавского шоссе.
Длина 28,6 км. Маршрут в таком виде ходит с конца 2000-х годов. Считается самым рентабельным троллейбусным маршрутом. Там же, в 2000-х, ходила разновидность маршрута под № 15 по улице Николая Хрусталёва, но не прижилась.
№ 17: улица Павла Горпищенко - 5 км. Балаклавского шоссе.
Длина 28 км. Открыт маршрут в 90-х годах.
№ 19: Камышовая бухта - проспект Победы.
Длина 36 км. Это самый длинный и самый новый маршрут в городе. Открыт в 2019 году.
№ 20: проспект Победы - 5 км. Балаклавского шоссе.
Длина 28,3 км. Тоже, как и № 17, родился в 90-х.
№ 76: Камышовая бухта - Стрелецкая бухта.
В 2017 году впервые был запущен автобусный беспересадочный маршрут между двумя бухтами, но потом подумали, а зачем такой автобус, который полностью под проводами, и в 2018 году автобусы заменили на троллейбусы, но номер оставили автобусный, довольно забавно смотрится для Севастополя.
Три раза в городе проводили выставки троллейбусов, в 2010, 2015 и 2017 годах, в честь Дня Севастопольского троллейбуса, который отмечается 6 ноября (но публичные мероприятия на день раньше). В 2017 году, кроме выставки, устроили покатушки на новеньком автономном троллейбусе для всех желающих.
Также была проведена экскурсия в музее электротранспорта и учебном классе предприятия.
На этом всё. Надеюсь понравилось. Заходите на мой канал, есть ещё интересные статьи о Крыме.
Все фотографии автора.