Часть 1: Возможен ли оправдательный приговор за убийство
Итак, Прокурор нанес удар ниже пояса. Для дачи показаний он пригласил... мать погибшего.
Сторона защиты категорически против и просит Присяжных удалиться. Процессуальный вопрос. Мы категорически против. Обосновываем тем, что мать убитого не была непосредственным свидетелем тех событий, а ее допрос – это способ воздействия на присяжных, чтобы показать всю драму потери матерью своего сына.
Прокурор это все понимает, для этого все и придумал. Но, официально для суда у него другая версия. Все события того вечера были тщательно восстановлены по минутам. Спасшийся брат сразу же позвонил матери, а та посмотрела на часы. И вроде бы только для этого ее и нужно допросить.
Вопрос конечно оценочный. Но мы понимаем, что впечатления от вида матери убитого, ее горе, у присяжных отложится до конца процесса. После долгих колебаний Суд решает допросить мать. После этого судьба нашего подзащитного практически предрешена.
Вслед за матерью идут допросы свидетелей.
Это сейчас люди смотрят свои телефоны, смартфоны. Телевизоры, по меткому выражению моей дочери, смотрят «Староверы».
В том 2002 году люди смотрели в окна. Нашлось трое !!!!! свидетелей, которые отчетливо видели, как в вечернее время того трагического вечера из здания детского садика выбежал мужчина, спортивного телосложения, был в крови, добежал до машины, но не уехал, а достал ружье, лег на асфальт. Из школы вышли двое других мужчин, на вид тоже спортсмены, у одно из них в руках была палка. Они направились к ранее выбежавшему. Раздались выстрелы.
Прокурор конечно же напирал на тот факт, что была ли у выбежавшего возможность убежать или уехать. Мы давили на направление движения братьев и, конечно же, на палку.
Заключения экспертов сильно ситуацию не прояснило. У подсудимого конечно же было много телесных повреждений, которые были отнесены к средней тяжести. Но ничего смертельного.
У выжившего потерпевшего – повреждений почти не было, кроме царапин. У погибшего, кроме смертельной раны – побои.
Ну вот, это уже какая-то зацепка. Из характера повреждений все-таки вырисовывается картина, что это была не драка, а двое били одного.
Допрашиваем эксперта – он говорит, вполне возможно сторона защиты и права, но теоретически…… могут быть любые варианты. Ох уж эти теоретики. Прокурор конечно услышал то, что он хотел, мы естественно свое.
И тут, как мне кажется, Прокурор перестарался. Чтобы произвести эффект на присяжных, он стал демонстрировать вещдоки – одежду убитого, которая была вся в крови. Зрелище не для слабонервных.
Мы зеркально осмотрели одежду подсудимого. На ней крови было гораздо больше. Естественно мы все это прокомментировали таким образом, что избиение Подсудимого было с большим количеством крови на одежде. На Присяжных это произвело сильное впечатление.
И вот пришел час выложить нам свой козырь. Допрос Подсудимого. Мы заранее решили, что Подсудимый почти не будет вмешиваться в ход процесса и в конце расскажет свою версию. Положились на логику Штирлица о том, что запоминается последняя фраза.
Подсудимый С. рассказал, что они втроем вместе занимались борьбой, подружились. Потом пришла идея вместе вложиться в строительство нежилого помещения под магазин. Естественно, все вложения делали «без бумажек», ведь все свои. Когда стройка подошла к концу, решили поделить доли. И тут началось...
В тот злополучный вечер встретились для решающего разговора, а накануне он только вернулся с охоты. Неожиданно братья передали ему на подпись документ, где он отказывается от своей доли вообще. Он отказался подписывать и получил первый удар в челюсть, за ним еще и еще. Стал закрывать лицо руками, упал, почувствовал удары по голове, туловищу.
Как удалось встать и добежать до машины помнит смутно. Казалось, что мозг говорил только одно – надо выжить. Решение достать ружье - спонтанно, когда уже был возле машины. О том, чтобы уехать даже не думал. Когда увидел приближающихся братьев, один из которых был с палкой, решил – идут добивать. Очень хотел выжить и поэтому начал стрелять.
Говорил он все это в кромешной тишине огромного зала. Все понимали, что за более чем полуторалетнее нахождение в СИЗО эта картинка приходила к нему каждый день.
И вот наконец, судебное следствие окончено, прения сторон.
Эта стадия для Суда Присяжных особенная. Самое главное отличие от обычного процесса в том, что можно ходить по залу, обращаться, подходя близко к Присяжным.
Очень сильно напоминает Театр.
Напутственное слово судьи, и Суд удаляется на совещание.
Это было то самое время, когда вердикт Суда не мог предсказать никто. Это было время Настоящего Суда. Итак присяжные возвращаются и …..
Очень скоро будет развязка этой кровавой драмы….. И Вы обязательно о ней узнаете. Но чтобы Вы не думали, что я специально делаю паузу, чтобы подогреть интерес, скажу Вам сейчас вердикт Присяжных…
Присяжные вынесли вердикт, голосами 8 против 4…..
Окончание очень скоро.