Расторгнуть договор или изменить его условия через суд, используя п.3. ст.401 ГК РФ и апеллируя к форс-мажорным обстоятельствам, должнику удается далеко не всегда. Особенности правового регулирования договоров в условиях форс- мажора мы рассмотрели в статье «Всегда ли можно ли ссылаться на форс-мажор во время эпидемии?»
Изменились существенные условия – надо менять договор
Сейчас поговорим о другой возможности изменения или расторжения договора. Статься 541 ГК РФ также позволяет менять и расторгать договоры при наличии существенных обстоятельств (не путать с форс-мажором!).
Это может помочь и арендаторам, оставшимся без посетителей (кафе, спортивные залы, фитнес-центры и т.д.), и другим организациям, оставшимся без поставщиков и покупателей, и потерявшим доходы.
Что же это за существенные обстоятельства, которые позволяют должнику требовать изменения и расторжения контракта, и каково их отличия от форс-мажорных обстоятельств?
Это обстоятельства, при которых (если бы стороны знали о возможном их возникновении) договор не был бы заключен, или же стороны заключили бы его на других условиях, которые существенно отличались от существующих.
В таком случае стороны вправе либо расторгнуть договор, либо договориться об изменении его условий в соответствии с новыми обстоятельствами.
Если стороны не достигают консенсуса, то договор расторгается, а вопрос о его изменении будет решаться судом по заявлению заинтересованной стороны.
В каком же случае суд принимает решение об изменении условий договора в пользу должника? Эти случаи оговорены в п.4. ст.451ГК РФ:
· Во-первых, договор подлежит изменению только в исключительных случаях, а случай пандемии именно таковым и является.
· Во-вторых, расторжение договора повлечет за собой ущерб, существенно превышающий затраты сторон, которые потребуются на продолжение договорных отношений (но на измененных условиях).
Именно на этом и можно строить защиту, тщательно просчитав размер ущерба, который в случае расторжения договора понесут стороны. Тогда можно будет показать его несоизмеримость с затратами, необходимыми для продолжения договорных отношений на новых (измененных) условиях.
Если наша ситуация подпадает под эти случаи, то суд может рассматривать вопрос об изменении существенных условий договора.
Однако, должны быть соблюдены и еще 4 условия:
Первые два условия, которые быть соблюдены, чтобы изменить договор, похожи на обстоятельства, установленные для форс-мажора в п.3. ст.401 ГК РФ.
· Непредвиденность. При заключении контракта стороны не могли допустить наступления обстоятельств;
· Невозможность стороной договора преодолеть причины, вызвавшие наступление обстоятельств. Например, преодолеть фактор отсутствия клиентов в ресторане, произошедший из-за запрета властей на его посещение (по причине эпидемии), невозможно.
Эти условия присутствуют! Они очевидны.
А вот вторые два условия особые, не такие, как в «Форс-мажорном» перечне. Их нужно будет доказывать:
· Исполнение договора на существующих условиях нарушило бы соотношение имущественных интересов сторон и причинило бы одной из сторон такой ущерб, размер которого она при заключении договора не могла предвидеть;
· В договоре не определено, что риски изменения существенных условий несет только одна сторона.
Именно эти условия (если они правильно доказаны и подтверждены) могут убедить суд в необходимости изменения условий договора.
О предпринимательском риске
Об этом контраргументе ваших «противников» следует предупредить отдельно. Касательно «предпринимательского риска», на который обычно ссылаются контрагенты в таких спорах, можно только сказать, что понятие это достаточно расплывчатое.
Но любом случае предпринимательский риск должен иметь какие-то разумные границы и не наносить непоправимый ущерб стороне сделки. Исходя из обстоятельств дела (в основном о размере понесенного ущерба), которые вы представите на суде, и будет сделан вывод о наличии (отсутствии) предпринимательского риска.
Да, безусловно, заключая договор, стороны должны просчитывать, например, колебания курса валют. И допускать возможность соразмерных потерь. Но невозможно просчитать, что посещение арендованной рестораном площади, сократится во время эпидемии до нуля. Ну, запретили посещение ресторанов. Так почему вина за эти обстоятельства должна ложиться только на одну из сторон, не ясно. И в договорах обычно нет ни строки о том, что риск несет только одна сторона ( о чес нам и говорит ст.451ГК РФ – « договоре не определено, что риски изменения существенных условий несет только одна сторона»).
Да, статья 451 ГК РФ в судебных решениях раньше фигурировала редко, и практика по ее применению весьма скудная. Однако ситуация с пандемией и невозможностью исполнения договоров на прежних условиях складывается сейчас таким образом, что именно эта статья будет часто срабатывать в спорах об изменении условий договоров.
Что нужно начать делать уже сейчас?
Для того, чтобы ваша позиция прозвучала на суде вразумительно, начинать принимать меры к собственному спасению нужно сейчас:
Оцените свой ущерб, подтвердите его документально, реальными цифрами, расчетами и фактами, направьте контрагенту предложение изменить условия договора. Поясните в уведомлении, что ущерб, понесённый вашей организацией, не является (в силу своего объема) предпринимательским риском.
Собирайте все документы (скриншоты переписки с контрагентом, подтверждающие отправку электронных писем, почтовые квитанции, копии ваших писем, ответы контрагента). Все эти документы пригодятся на суде.
Получите в МТПП заключение.
Кстати, с 26 марта Московская торгово-промышленная палата выдает Заключения об обстоятельствах непреодолимой силы по договорам, и дает бесплатные консультации.
Конечно, в условиях чрезвычайной ситуации таких проблем бы не возникло. Но у нас ЧС не объявлена. Поэтому выкручиваться будем сами. Как, впрочем, всегда