Найти тему
Блондинка за углом

Мария Зенкова: Под «шумок» они и попытались нас «нагнуть»

Мария Зенкова
Мария Зенкова

В середине марта маленькая, но гордая Черногории отказалась выпустить из страны более 2000 российских туристов , пожелавших вернуться домой в связи с объявлением о закрытии границ.

На мои вопросы отвечает Мария Зенкова, бывший дипломатический сотрудник на Балканах. Мария живет на две страны — Россию и Черногорию — и согласилась рассказать о ситуации «из первых уст».

Мария, как так получилось, что в Черногории случился коллапс с выездом наших туристов в Россию?

Черногория последняя из стран Европы диагностировала у себя человека, заражённого коронавирусом. Это случилось 17 марта. Многие наши соотечественники проживают здесь, имея свою недвижимость, весь зимний сезон, убегая от российских морозов или слякоти. Второй момент финансовый. После объявления о закрытии стран Европы, многие российские туристы стали выбирать Черногорию как транзитный пункт для возвращения домой. Отсюда больше рейсов и билеты дешевле.

Эти факторы для меня понятны. Удивил другой! Наши беспечные люди решили отдохнуть во время вынужденного предстоящего перерыва и ограничений, слетав по дешевке на море. Причем, некоторые особо ушлые и экономные, без обратного билета, рассчитывая, видимо, на бесплатную эвакуацию.

И вот весь этот народ решил срочно выехать на родину до закрытия всех границ. Но не тут-то было. Черногория поставила российской стороне условие, что она должна за свой счет вывезти всех их граждан из России теми бортами, которые полетят за нашими туристами. Причем найти и собрать их российская сторона должна так же самостоятельно. Такое потребительское отношение к нам неудивительно учитывая долгую историю двусторонних отношений между бывшей Югославией, куда Черногория входила как часть страны, и СССР. Мы всегда были для них добрыми соседями, поддерживали и спонсировали экономику республики. Вот под «шумок» они и попытались нас «нагнуть». Но не вышло. История получила широкую огласку и дошла до самого верха дипломатических служб России. В итоге Черногория разрешила приземление наших самолётов в своих аэропортах и вывоз российских граждан. По-человечески я их понимаю: это не самая богатая страна в мире, на всём экономящая, и денег для эвакуации своих граждан из других стран у неё просто нет.

-2

Наш дипломатический корпус несмотря на свою крайнюю малочисленность – меньше 10 человек, включая Посла и консула – смог организовать вывоз всех нуждающихся россиян на родину. За что им огромное спасибо!

Как Вы оцениваете наши отношения с Черногорией после такого демарша с их стороны?

Дело в том, что население Черногории составляет около 750 тыс.человек. В туристический сезон страну посещает более 2 млн туристов, почти половина из которых русскоговорящие. Многие россияне здесь имеют недвижимость и свой небольшой туристический бизнес. Несмотря на это в последние годы наши отношения стали очень напряжёнными. Правительство во главе с Мило Джукановичем разрешило введение натовских войск и организацию военных баз альянса в своей стране. Что вызвало бурные протесты простых жителей. Сохраняя тесные экономические связи с Сербией, даже гражданам этой страны не дают гражданство Черногории. Например, если здесь родился ребёнок в семье, где один из родителей черногорец, а другой серб, малыш будет гражданином Сербии.

Мария, как сами черногорцы относятся к мерам предосторожности?

— Черногория страна довольно разобщённая. Здесь нет больших многоэтажных домов, скоплений людей. Основная масса туристов проживает в Будве. Гуляя по городу вне сезона можно не встретить ни одного человека на улице. А на севере страны люди живут в деревнях и на хуторах. Они как пахали свою землю, высаживали виноградники 100 лет назад, так и продолжают это делать. Живут далеко друг от друга, поэтому карантин для них не принёс больших неудобств. Люди особо не беспокоятся. Кстати, я у них училась и продолжаю этому учиться: не «париться» по каждому поводу.

Люди готовы к надвигающимся экономическим трудностям?

Люди, пережившие войну, готовы ко всему. После введения санкций против Югославии в 1999 году в страну прежде всего перестал поступать бензин. И весь транспорт – включая сельскохозяйственный – встал. Нашим дипломатам тогда выдавали по 40 литров бензина в месяц! И эти 40 литров стоили безумных денег. Под этими санкциями Сербия и Черногория живут 20 лет. В сравнении с этим какие-то дополнительные трудности они воспринимают легко.

Последние несколько лет Сербию приманивают в Евросоюз обещаниями снять санкции, и она потихоньку интегрируется в экономические взаимосвязи Европы. Но полноценно войти в общеевропейский дом она может только при одном условии: если откажется от Косово, чего сербы никогда не сделают. Теперь, когда случился кризис эпидемии, Европа не пришла на помощь Сербии, о которой та её просила. Сербия получила помощь из Китая и России. По этому поводу президент Александр Вучич выступил с эмоциональной речью.

Аптека в Белграде
Аптека в Белграде

На каком уровне находится медицина в Сербии и Черногории?

По-моему мнению, не на высоком. Хотя медицинский диплом сербского ВУЗа в Европе принимается без подтверждения, чего не скажешь о российском дипломе. Но это скорее экономическое решение: старушке Европе нужны врачи, которым можно платить меньше, чем европейским. Из-за многолетних санкций страна, конечно, отстала от современных технологий во многих сферах, включая медицину. Хотя крайне нуждается в грамотных специалистах и технике, особенно при лечении онкологии. Об этом не принято говорить вслух, но, когда НАТО бомбило Югославию в 1999 году на страну сбрасывали и химические бомбы. Поэтому уровень заболеваемости онкологией здесь очень высок! Даже сейчас это отражается на новых поколениях. Из 4х моих сербских знакомых, ожидающих детей, ребёнка смогла родить только одна. Усугубление этих факторов коронавирусом может дать взрывной эффект смертности, чего очень опасаются власти Сербии. Печали добавляет отсутствие достаточных средств для закупки тестов на коронавирус. Поэтому сколько на самом деле заражённых в этих странах точно не известно.

В Черногории карет скорой помощи порядка 5-6 штук! Всего! И они частные. И если, например, у беременной начинаются схватки, люди не вызывают скорую помощь, а сами добираются до больницы – на своей машине или такси. В стране медицина довольно дорогая. Чтобы вам оказали скорую медицинскую помощь у вас должен быть страховой полис частной страховой компании (других просто нет). При его отсутствии или истечении срока действия все услуги и медикаменты вы должны оплачивать самостоятельно. Как и у нас, в Черногории есть амбулаторное звено, но местные жители предпочитают обращаться к частным врачам.

Много ли русскоязычных СМИ в Черногории и Сербии?

В Сербии было два аккредитованных журналиста информагентств «Россия Сегодня» (бывшее РИА Новости) и ТАСС. Сейчас, по-моему, остался только один. Есть интернет-газета. В Черногории вообще нет официально аккредитованных журналистов из России. А 4 года назад закрылось «Русское радио-Море», оказалось убыточным. Вся информация, которой я лично пользуюсь, поступает из русскоязычных групп в фэйсбуке и других соцсетей. Что касается мировых новостей, вполне достаточно новостных лент крупных изданий. А местные новости диаспора узнает только из своих соцсетей и этого вполне достаточно. А по новостям из России я могу сказать мои наблюдения. Те, кто выехал сюда, стараются абстрагироваться от этих новостей, направив внимание на новую свою реальность.

Фестиваль русской музыки в Сербии Kustendorf CLASSIC
Фестиваль русской музыки в Сербии Kustendorf CLASSIC

Как развиваются культурный, студенческий обмен, деловые связи?

Русский дом в Сербии очень активно проводит культурный обмен, в рамках которого проходит огромное количество мероприятий. Я, работая при нашем посольстве в Белграде на протяжении 5 лет, раз 6 за год бывала на «Лебедином озере» Большого, не говоря уже о других, менее значительных культурных событиях. Очень много сербских студентов обучается в ВУЗах России. А сейчас наши студенты охотно едут в Белград на обучение, потому что Европейский союз начал признавать дипломы сербских ВУЗов. Да и обучение здесь несравнимо дешевле, чем в Москве или Питере. Что касается деловых связей. Россия после войны в Югославии дала режим наибольшего благоприятствования для открытия фирм гражданам Сербии на территории нашей страны и их двусторонней торговле.

Проблем с языком между нами нет. Сербский язык очень похож на русский, только с меньшим количеством гласных. В Сербии до 1980 года все учили русский в школе. И старшее поколение в большинстве своём вас неплохо понимает. Молодёжь уже больше ориентирована на английский, но всё равно наши языки очень похожи и живя в стране ты вскоре начинаешь говорить на сербском.

Мне лично хотелось бы, чтобы русская культура в виде мягкой силы активнее была представлена во всех балканских странах. Со времён Югославии там нас любят и помнят, хотят дружить и сотрудничать.