Наблюдая за обществом Японии(в которо я живу уже 5 лет), человек русской цивилизации замечает серьезные расхождения со своим образом мышления. Длинные рабочие часы(я сам каждый день пересиживаю на работе в Японии, ровно в 18:00 не уходит никто), из-за которых даже произошел термин «кароси» в японском языке(смерть от переработки), набор малопонятных для нашей культуры ритуалов(например типы поклонов или особая уважительная форма речи в японском языке), а также общая безальтернативная идеологическая обработка населения делают японское представление коллективизма непонятным для человека русской цивилизации.
Однако в описании истории России и нашего образа жизни и мышления, мы, как представители российского общества и даже наши лидеры(вспомним, что в беседе для канала RT Владимир Путин сказал, что в основе российского сознания лежит коллективистская идея) также придерживаемся понятий коллективности.
Чем же тогда отличается понятие коллективизма для японцев от нашей интерпретации коллективизма? Попробуем проанализировать весьма наглядные элементы как нашего представления, так и японского.
Начать хочу со сходства.
Как для нас, так и для японцев образ Царя всегда был важен. Царь в России «помазанник Божий», идея перенятая нами от Византийской Империи и укрепившаяся в сознании. Президент, нынешний глава Российской Федерации, не изменился в образе, он является таким же спасительным символом, объединяющим наше общество. Таким же был и И.Сталин, который создал образ Отца Народов. Нам нужен великий Защитник, и мы все скорбим когда великий Защитник уходит от нас.
В Японии таким великим Защитником является символ Имперской власти, Император Японии. Слово «Император» в применение его к правящему императорскому дому Японии произносится как Тенно-Хэйка и часто переводится как Небесный Правитель. До конца Второй Мировой войны официально считался воплощением богини синтоистского пантеона Аматэрасу, а День Рождения Императора - красный день календаря в Японии(на момент 2020г. - 23 февраля).
Каждый год тысячи японцев собираются у императорского дворца в Токио, чтобы поприветствовать своего Императора, выкрикивая фразу "Тэнно-Хэйка, Банзай!!», что можно перевести как 10 тысяч лет жизни Небесному Повелителю(самому посчастливилось услышать живую речь Императора в декабре 2018 года).
Но далее наше представление коллективности расходится с таковым у японцев.
Русскоговорящие жители или посетители японских островов задают вопросы: почему школьная форма девушек такая холодная, когда ноги полностью открыты, причем ходить в ней приходится и зимой, когда температура в Токио может упасть и до 3 градусов тепла и может дуть ледяной ветер. Или из-за чего обслуживание в Японии настолько идеальное но и ровно настолько же кажущееся неискренним, роботизированным?
Ответ в рамках данной статьи кроется в следующей идее: мы по-разному понимаем смысл коллективности.
И для нас важно проследить различия их коллективности(«искуственной» коллективности, как я решил ее называть) и нашей коллективности(«естественной» коллективности и соборности), что разделяет наши представления до крайности: нам крайне сложно понять японцев, а японцам крайне сложно анализировать иностранные культуры и обычаи, хотя и используем мы один и тот же термин для описания мотиваций и побуждений к действию и мыслям в русском и японском обществах.
Парадигма искусственного и естественного коллективизма.
Представители русского мира всегда замечают искусственность в действиях японцев. Это исходит от того, что для нас не существует преграды для межличностных отношений, мы не признаем общения внутри установившихся систем. Другими словами - не коллективное общество навязывает нам систему взаимоотношений, а мы сами, оказываясь в новом обществе или знакомясь с человеком являемся личностью, способной создавать как отношения внутри всего коллектива, так и между его отдельными участниками. Причем мы в нашем понимании коллективности имеем свободное право как выйти из непонравившегося нам коллектива, так и выбирать тип своих отношений внутри коллектива.
Это рассуждение подводит нас к идее о том, что русское общество - общество смыслов, в котором каждый человек имеет право обладать своим мнением и свободен мыслить в рамках отдельно взятой небольшой группы людей.
Японское общество не признает творчества смыслов каждого отдельно взятого человека как внутри больших, так и небольших групп. Историк-востоковед Андрей Ильич Фурсов в одной из своих лекций назвал Японию цивилизацией-копиркой.
В контексте нашего рассуждения такое описание японского общества необходимо - оно дает нам направление, в котором стоит идти для описания парадигмы японского искусственного коллективизма.
Коллективизм японцев запрещает проявление аналитического и индивидуалистического начала в осмыслении новостей из информационных источников. Когда я готовился к экзамену по японскому языку Норёку Сикэн, то среди текстов учебника(купленного в токийском книжном магазине) обнаружил адаптацию статьи японского журналиста Като Сюити «Куда движется Япония».
Смысл статьи раскрыт в самом начале: в Японии отсутствует традиция дискуссии и индивидуального поведения.
«Кто имеет отличное мнение, тот считается врагом». (перевод автора статьи)
Именно это объясняет мифическое представление о японской организованности.
Искусственно создаваемая организованность японцев проявляется не из личного стремления или желания каждого человека, а из коллективистского смыслового начала самих японцев. Их видимый коллективизм(в интернете часто можно видеть одну и ту же постоянно повторяемую фотографию, где японцы поднимаются по лестнице на станцию с правильной стороны на подъем, не забивая сторону на спуск) существует для того, чтобы уменьшить видимую конфликтность за счет тотального конформизма общества. Причем большое количество самоубийств(нередки и случаи прыжков под поезд, из-за чего встают и опаздывают поезда) отражают тот факт, что сокращение видимых конфликтных ситуаций переносится человеком в его личное пространство.
Для русского человека коллективизм не является самоцелью. Он имеет право на собственные смыслы и идеи. Нам не нужно вводить особых правил поведения, нами движет наше собственное «я». Именно здесь мы не сходимся с японцами -
Естественный коллективизм русского мира проявляется в наличии моральных установок, заложенных в нас византийской религией - Православием. И приняли мы не церемониальную сторону этих правил. Естественность в нашем коллективизме - это заложенный в русских культурный код, описывающий исходное наше отношение к миру через призму библейских ценностей. На эту тему хорошее замечание можно прочитать у М.Хазина в его книге «Воспоминание о будущем», в описании различий культурного кода русского мира и Западной системы ценностей.
А вот систему ценностей(которая, безусловно, является фундаментом коллективного образа мышления) японцев нам в данном случае предстоит противопоставить системе ценностей русской.
Карел ван Вольферен в своей книге «Загадка власти в Японии» пишет об отсутствии установившейся системы моральных ценностей.
Проведем наше рассуждение, взяв за основу описания ван Вольферена.
Народ, не обладающий установившейся системой ценностей вынужден перенимать моральные устоит, навязываемые центральной властью. Власть перенимает устои в целях решения политических вопросов. Например, Ода Нобунага, использовал иезуитов для ослабления влияния буддистских монастырей в Японии, его интерес к Христианству имел политический характер. В статье энциклопедии Britannica об этом сказано напрямую.
И отличие наше от японцев, в данном случае, заключается в том, что мы не отступали от системы ценностей, заложенной в нас еще с дохристианских времен.
Знаменитый британский геолог Родерик Мурчисон говорил, что в русских нравственные нормы были выработаны еще с дохристианских времен. И говорил он это в середине 19 века! Практически 1000 лет прошла между временами Мурчисона и принятием христианства, а нравственные нормы остались в нас неизменными. И именно это позволяет нам вести себя естественно и откровенно с другими людьми как нашей культуры, так и с людьми других культур - заложенная с древности нравственность одновременно открывает нам свободу в общении с людьми и отсутствие церемониальности в общении, но не дает нам перейти опасные черты, за которыми лежит повальное нарушение традиционных устоев.
Продолжим вынужденное прерванное описание системы ценностей японцев. Точнее, ее отсутствия, если за основу берем рассуждения Карела ван Вольферена о Японии.
«Отстутствие традиции описывать мир рамками универсальных истин делает будущее менее предсказуемым, лишая интеллектуальной защиты от капризов природы»
«В Японии жизнь общества должна быть как можно более предсказуемой, чтобы обеспечить уверенность в ежедневном общении. Отсюда коммуникация в японском обществе стремится быть как можно более стереотипной»(Karel van Wolferen, The Enigma of Japanese Power, Vintage Books, стр.328, пер. автора статьи)
Мы пришли к двум важным цитатам - обе нас приводят и к понимаю того, отчего Японию мы называем в наших терминах обществом «искусственного» коллективизма. Коллективизм выражается в типовом, церемониальном отношении при общении как с другими японцами, так и с иностранцами. Подобное типовое поведение японцев я часто часто наблюдаю на улице, когда люди выстраиваются в очереди перед открытием торгового центра. Когда я прохожу мимо него, то наблюдаю огромную очередь перед торговым центром утром, когда иду за покупками в магазин. Но, возвращаясь из магазина через 7-10 минут, очереди уже нет и можно без очереди спокойно зайти в торговый центр. И часто ловлю себя на мысли «Зачем собираться в такую очередь в 9:30 утра, стоять в ней иногда по 30-40 минут на холоде или жаре, если можно придти к открытию?». Подобное церемониальное поведение подходит к описанию ван Вольферена - это поведение японцев в их парадигме коллективизма - коллективизма искуственного, основанного на типовом поведении, на укоренившихся привычках, а не на естественном поведении.
Я бы мог еще привести многим известный пример такого же церемониального поведения при проведении собеседований, церемонии обмена визитными карточками. Я присутствовал на более чем 30 собеседованиях в Японии - начало всегда было одним и тем же: передача мне визитных карточек собеседователей.
В Сочи, будучи ассистентом Японской Паралимпийской Делегации, у меня получилось встретиться с Ёсиро Мори - бывшим премьер-министром Японии и главой организационного комитета Олимпиады в Токио 2020(к сожалению перенесённой, из-за злосчастной вспышки вируса). И мне посчастливилось получить его визитную карточку.
Коллективизм в Японии выражен набором правил. Японец стремиться не выходить за рамки правил, причем, как заметил ван Вольферен, не обязательно древних, но и современных. Японцам характерно поведение в рамках определенного кодекса. Причем кодекс этот может переписываться со временем. Рут Бенедикт в своей книге «Хризантема и меч» дает такое описание японских военнопленных, вчерашних ярых националистов : «Старые вояки указывали расположение японских войск, писали пропагандистские листовки, совершали полеты с нашими пилотами бомбардировщиков, указывая расположения военных целей»(пер. автора статьи)
То, что мы не в состоянии понять японцев, хотя считаем и себя и их коллективными культурами кроется в одном главном отличии.
Человек русского мира(то есть естественного коллективизма) смотрит на мир так как нравится ему, индивиду в обществе, но при этом он обладает набором моральных устоев, «великой общей идеей». И он готов предлагать великую идею и другим народам, не заменяя им их психоисторические смыслы, а дополняя их.
Нам не важно, кто перед нами - различия в национальностях и культурах для нас не играет большой роли, мы можем принимать решения в рамках общей глобальной идеи с любыми народами мира.
Однако лишение великой общей идеи разрушает коллективизм и атомизирует наше общество. Вследствие чего наше естественное поведение преобразовывается, разрушается грань между моральными устоями культурного кода и внедренными снаружи моделями поведения. Человек естественного коллективизма - главным образом человек, объединяющий моральные принципы предков, естественное поведение в обществе и великую общую идею.
Японский человек(человек искусственного коллективизма) - впервую очередь человек кодекса поведения, диктуемого ему сверху. Вследствие чего нормализуются повседневные отношения между людьми, из-за их предсказуемости. Японцы, внутри своего общества, будут стоять друг за другом, выполняя любые предписываемые им правила.
Их преимущество, может обернуться и недостатками. Привнесите японцами деструктивные элементы чужого культурного кода и, быстро впитав его в себя, они начинаются подчиняться новому своду правил. Либерализм нравов, пришедший с Запада, ослабил в Японии позиции традиционной семьи и традиционных отношений.
Однако, в заключение стоит напомнить читателю о великом прошлом наших народов, объединённых, пускай и отличающейся, но идеей коллективизма.
Вспомнив монгольские завоевания XIII века, мы увидим истории храбрости и мужества русских дружин в битвах под Рязанью, Коломной(в которой погиб сын самого Чингисхана, Кюлькан), Москвой, Владимиром, увидим также и пример самоотверженных сражений самураев с монголами во время вторжения в Японию в 1281 году, когда самурай Кусано Дзиро без одной руки со своей немногочисленной командой вступил в неравный бой с монголами на их судне. И нам тогда откроется одно золотое правило, общее для наших народов: если и нам, и им задать правильные ориентиры, правильные традиционные установки, то вновь наши народы будут готовы идти на великие подвиги.