"Лунный Пьеро", который Глен Тетли поставил в 1962 году и сам же исполнил в нем главную роль, остался важнейшей работой хореографа, хотя после него Тетли создал еще множество балетов. Он в разное время входил в репертуар почти всех европейских трупп, да и сейчас активно исполняется, правда, не в России. Однако при жизни Тетли (1926-2007) за честь танцевать "Лунного Пьеро" приходилось побороться. Тетли вообще был очень требовательным, как и большинство хореографов, а над этим своим детищем по-настоящему трясся и, когда к нему обращались из театров с просьбой: "Пожалуйста, мистер Тетли, поставьте для нас "Пьеро", - отнюдь не сразу отвечал согласием, устраивал жесткий кастинг и выдвигал множество суровых требований.
Одним из эталонных исполнителей "Лунного Пьеро" считается Рудольф Нуреев. Тем не менее, когда он первый раз обратился к Тетли и выразил желание танцевать этот балет, то встретил безапелляционный отказ. Произошло это в конце 1960-х годов, когда Нуреев находился на пике славы и исполнительской формы. Тем не менее, Тетли не спешил ухватиться за предложенную ему честь.
Во-первых, он сомневался в том, что Нуреев будет подчиняться воле хореографа и с уважением относиться к хореографическому тексту, а не менять его под себя. Сомнения были основаны на личном опыте. Журналист Джон Грюн оказался на репетиции Laborintus - нового спектакля, который Тетли ставил для лондонского Королевского балета, и описал то, что там происходило. Репетиция шла своим ходом, танцовщики королевского балета Дэвид Уолл и Верджи Дерман исполнили свои вариации и отступили на задний план, и, как пишет Грюн, "в этот момент Рудольф Нуреев выскочил на сцену, явно собираясь исполнить соло, но увидел двух танцовщиков позади себя, весь заледенел, остановился и ушел за кулисы. Что-то определенно пошло не так". Тетли объявил перерыв в репетиции и оправился объясняться со звездой. Вернувшись, он объяснил Грюну: "Ну что ж, мы с Руди поругались". Оказалось, что Нурееву не понравилось, что в момент его выхода на сцене еще присутствуют Дэвид Уолл и Верджи Дерман и что-то танцуют. Он хотел быть один! "Руди, - объяснял ему Тетли, - я не хочу, чтобы ты выходил для сольной вариации, как это принято в балетах XIX века". "Значит, - заявил Нуреев, - ты поставил неправильно".
На репетициях другого балета Тетли, "Фигур на поле" (Field Figures) Нуреев тоже вел себя ужасно - расталкивал других танцовщиков, уронил свою партнершу Линн Сеймур, даже пнул кого-то. Тетли уговаривал его вести себя прилично, и в конце концов ему удалось подчинить своей воле необузданную звезду, и Нуреев станцевал прекрасно. Но Тетли едва ли хотел, чтобы подобные сцены происходили на репетициях столь дорогого его сердцу "Лунного Пьеро".
К тому же, он не считал, что Нуреев по темпераменту подходит для роли Пьеро. Это хрупкий, поэтичный, виктимный образ, который должен трогать до слез. Все эти качества не слишком ассоциируются с Рудольфом Нуреевым.
Тем не менее, Нуреев не сдавался и осаждал Тетли несколько лет. Он мобилизовал мощную группу поддержки. Так, известно, к уговорам присоединилась прима-балерина Королевского балета Мерль Парк и датский танцовщик Флемминг Флиндт.
В конце концов Тетли сдался и стал репетировать "Лунного Пьеро" с Нуреевым. Это произошло в 1976 году. Нуреев в тот период снимался в фильме "Валентино" и танцевал спектакли с Королевским балетом. Ему приходилось вставать в 4 утра, чтобы все успеть. Во время обеденного перерыва он делал ежедневный экзерсис. Вместо еды целый день пил чай с сахаром. Глен Тетли был потрясен его выносливостью и самоотверженностью в работе над "Пьеро".
В декабре 1976 года Нуреев впервые исполнил "Лунного Пьеро" на сцене Королевского театра в Копенгагене, и с тех пор этот маленький изысканный балет стал одним из его любимых. Хореография "Пьеро" сочетает элементы классического танца с американским модерном. Это позволяло замаскировать недостатки, увы, присущие технике Нуреева на закате карьеры и подчеркнуть достоинства, главным из которых была феноменальная пластическая выразительность. Нуреев сумел действительно стать Пьеро - хрупким, зачарованным, по-детски невинным мечтателем, которого мучают и убивают жестокая вульгарная Коломбина и злобный шут Бригелла.
Больше персонажей в "Лунном Пьеро" нет, это камерный балет, исполняемый под камерный же оркестр. Непременно присутствует сопрано, не поющая, а скорее декламирующая стихи Альбера Жиро под сложную и нервную музыку Шенберга. Это, пожалуй, один из самых грустных и горьких балетов на свете.