Найти в Дзене
Немного истории

Японский бомбардировщик - торпедоносец берегового базирования Мицубиси G4M

Бомбардировщик - торпедоносец берегового базирования Мицубиси G4M стал самым знаменитым и массовым японским бомбардировщиков Второй Мировой войны. В сентябре 1937 года фирма Мицубиси, выпускавшая двухмоторные бомбардировщики для флота, получила Технические Требования на новый самолет. Верховное командование морской авиации (Кайгун Коку Хомбу) отказалось от проведения конкурса, так как серьезных конкурентов не было. Согласно Техническим Требованиям, скорость на высоте 3000 метров должна быть не менее 398 км/час, максимальная дальность без бомбовой нагрузки не менее 4820 км, с одной торпедой или бомбовой нагрузкой 800 кг не менее 3650 км. Экипаж семь - девять человек, бомбы размещаются во внутреннем бомбоотсеке, силовая установка два двигателя воздушного охлаждения Мицубиси Кинсей мощностью по 1000 л.с. Работы над проектом возглавил главный констуктор Киро Хоне. 3 декабря 1937 года от флота поступило требование оснастить самолет новой 20 мм пушкой Тип 99, сделанное с учетом уроков в
Японские бомбардировщики Мицубиси G4M в полете.
Японские бомбардировщики Мицубиси G4M в полете.

Бомбардировщик - торпедоносец берегового базирования Мицубиси G4M стал самым знаменитым и массовым японским бомбардировщиков Второй Мировой войны. В сентябре 1937 года фирма Мицубиси, выпускавшая двухмоторные бомбардировщики для флота, получила Технические Требования на новый самолет. Верховное командование морской авиации (Кайгун Коку Хомбу) отказалось от проведения конкурса, так как серьезных конкурентов не было. Согласно Техническим Требованиям, скорость на высоте 3000 метров должна быть не менее 398 км/час, максимальная дальность без бомбовой нагрузки не менее 4820 км, с одной торпедой или бомбовой нагрузкой 800 кг не менее 3650 км. Экипаж семь - девять человек, бомбы размещаются во внутреннем бомбоотсеке, силовая установка два двигателя воздушного охлаждения Мицубиси Кинсей мощностью по 1000 л.с. Работы над проектом возглавил главный констуктор Киро Хоне. 3 декабря 1937 года от флота поступило требование оснастить самолет новой 20 мм пушкой Тип 99, сделанное с учетом уроков войны в Китае. Для самолета был разработан необычно большой и толстый фюзеляж, что было обусловлено необходимостью разместить внутри бомбоотсек, рассчитанный на авиационную торпеду, большой запас топлива, а также на обеспечение достаточно комфортных условий работы экипажа, необходимых при большой дальности полета бомбардировщика. Фюзеляж - овального сечения, монокок клепаной конструкции. Носовая часть фюзеляжа имела большую площадь остекления, в ней устанавливался подвижный пулемет калибра 7,7 мм и рабочее место бомбардира. Крыло трапециевидной формы в плане, со скругленными законцовками без изломов по передней и задней кромкам. Среднее расположение крыла при больших запасах и выработках топлива не изменяло центровку самолета. Конструкция крыла цельнометаллическая, двухлонжеронная, с работающей обшивкой и клепкой впотай. Элероны обшивались полотном. Хвостовое оперение было свободнонесущим однокилевым, рули направления и высоты обшивались полотном и имели триммеры. Шасси убираемое трехстоечное, основные стойки оснащены масляно - газовыми амортизаторами и имели малую длину. Хвостовая стойка шасси неубираемая.

Схема бомбардировщика-торпедоносца Мицубиси G4M.
Схема бомбардировщика-торпедоносца Мицубиси G4M.

Япония была уникальна тем, что ее стратегическая авиация подчинялась военно-морскому флоту, а не армейским ВВС. Авиация флота в Японии, как более прогрессивная, лучше оснащенная и более квалифицированная, к началу Второй Мировой войны постепенно вытеснила своих армейских коллег с их традиционных функций. Императорский флот Японии пользовался небывалой самостоятельностью и, в отличие от флотов других стран, имел возможность заказывать самолеты, максимально отвечавшие нуждам морской авиации. Дальние бомбардировщики - торпедоносцы рассматривались как возможность компенсировать отставание флота. Это привело к появлению в Японии специфического класса самолетов, называемого "ударный бомбардировщик", основным вооружением которых были авиационные торпеды, хотя они могли нести и традиционную бомбовую нагрузку, в отличие от традиционных бомбардировщиков, вооруженным только бомбами. Поэтому главным заказчиком бомбардировщика - торпедоносца берегового базирования явилось Верховное командование морской авиации (Кайгун Коку Хомбу). В терминологии авиации военно - морского флота появился тип так называемых "морских штурмовиков", основной функцией которых была торпедная атака вражеских кораблей. Требования заказчика заставили разработчиков сосредоточиться исключительно на скорости и дальности полета бомбардировщика, отказавшись от протектирования и бронирования топливных баков и других уязвимых частей самолета, но представители флота сочли это оправданным, возражая против снижения дальности полета. Отчасти предполагалось, что высокая скорость самолета сделает его недосягаемым для истребителей, это была популярная точка зрения в те годы, однако развитие истребителей все изменило. Главному конструктору Киро Хоне удалось установить на опытный прототип более мощные радиальные 14-цилиндровые двигатели Касей 11, которые на тот момент разрабатывались на фирме Мицубиси. Расчетная мощность на взлетном режиме составляла 1530 л.с., что обещало значительное улучшение характеристик. Топливная система состояла из восьми непротектированных баков общей емкостью 4780 литров, размещенных между лонжеронами крыла, а также топливопроводов и электробензонасосов. Два бака емкостью по 690 литров расположены в центроплане внутри фюзеляжа; во внутренних консолях крыла смонтированы 630-литровые; еще по два бака емкостью 640 и 430 литров находились между мотогондолой и стыком с внешней консолью. Генераторы постоянного тока обеспечивали работу приводов шасси, закрылков и других систем и оборудования. Самолет оснащен автопилотом "Сперри", радиокомпасом, при бомбометании использовался оптический бомбоприцел "Тип 90". Стрелковое оборонительное вооружение состояло из четырех пулеметов калибра 7,7 мм и пушки калибра 20 мм. Пулеметы размещались в кабине штурмана, верхнем блистере и двух боковых блистерах.

23 октября 1939 года первый опытный прототип бомбардировщика - торпедоносца, получивший обозначение G4M1, выполнил первый испытательный полет. В состав экипажа входили летчики-испытатели фирмы Мицубиси Катсуро Сима и Харуми Аратани, в целом машина вела себя в воздухе нормально, и испытания первой машины была завершены 24 января 1940 года. 27 февраля 1940 года начались испытания второго прототипа, на котором была несколько увеличена площадь вертикального оперения, а элероны были оснащены триммерами. В процессе испытаний были внесены небольшие усовершенствования в рулевое управление, после чего 15 марта 1940 года прототип был передан на испытания военным летчикам морской авиации. В ходе испытательной программы бомбардировщик - торпедоносец G4M1 достиг максимальной скорости свыше 240 узлов (437 км/час), значительно превысив требования спецификации, а максимальная дальность без нагрузки достигла 3000 морских миль (5460 км), что также было больше требований. Представители флота были в восторге.

Бомбардировщик-торпедоносец Мицубиси G4M1 модель 11.
Бомбардировщик-торпедоносец Мицубиси G4M1 модель 11.

Однако, несмотря на прекрасные результаты испытаний, с запуском в серийное производство первой серийной модификации бомбардировщика - торпедоносца Мицубиси G4M1 произошла задержка. В тот момент фронт остро нуждался в серийно выпускаемых бомбардировщиках Мицубиси G3M2, а запуск серийного производства новых бомбардировщиков привел бы к срыву поставок. Поэтому было принято решение продолжить поставки бомбардировщика Мицубиси G3M2, а новый бомбардировщик Мицубиси G4M1 переделать в тяжелый истребитель сопровождения Мицубиси G6M1, способный сопровождать бомбардировщики в боевых вылетах. Фронт в тот момент нуждался в сопровождении бомбардировщиков. На тяжелом истребителе сопровождения G6M1 был ликвидирован бомбоотсек и уменьшен объем топливных баков, и усилено оборонительное вооружение - заменили боковые пулеметы на 20 мм пушки и добавили спаренную подфюзеляжную пушечную установку, а также усилили защиту топливных баков. Первый G6M был выпущен в августе 1940 года.

Тяжелый истребитель сопровождения Мицубиси G6M1.Внизу видна спаренная подфюзеляжная стрелковая пушечная установка.
Тяжелый истребитель сопровождения Мицубиси G6M1.Внизу видна спаренная подфюзеляжная стрелковая пушечная установка.

Но испытания показали, что нагруженный дополнительными вооружением и защитой G6M не мог поддерживать строй с бомбардировщиками после сброса бомбовой нагрузки. Это привело к прекращению производства G6M после выпуска всего 30 самолетов и переделке уже готовых машин в учебные (G6M1-K) и транспортные (G6M1-L) версии.

В декабре 1940 года было принято решение о запуске в производство бомбардировщика под официальным обозначением "Ударный бомбардировщик наземного базирования, Тип 1" G4M, что расшифровывалось как "Бомбардировщик наземного базирования, Модель 4, фирмы Мицубиси". После войсковых испытаний самолет был официально принят на вооружение 2 апреля 1941 года и в началось его серийное производство на заводах Мицубиси. Всего было изготовлено 2435 самолетов Мицубиси G4M разных модификаций, получивших условное обозначение союзных ВВС "Бетти".

Ударный бомбардировщик наземного базирования Тип 1 G4M.
Ударный бомбардировщик наземного базирования Тип 1 G4M.

Всего за все время серийного производства выпускались следующие модификации бомбардировщика - торпедоносца Мицубиси G4M. G4M1 Модель 11 - первая серийная бомбардировочная модификация, выпускавшаяся с января 1941 года. Построена 661 машина. G4M1 Модель 12 - модификация с двигателями Мицубиси Касей 15, которые имели такую же мощность, что и Касей 11, но обладали большей надежностью и лучшими высотными характеристиками, что позволило на высоте 6000 метров развивать скорость 452 км/час. Самолеты этого варианта выпускались с лета 1942 по январь 1944 года. Бомбардировщики G4M1 Модель 12 получили протекторы из трехслойной резины, прикрывающие топливные баки, правда только снизу. Это повысило защищенность от огня с земли, но привело к уменьшению дальности полета более чем на 600 км. Кроме того, боковые блистеры заменили прямоугольными сдвижными панелями, выполненными заподлицо с обшивкой, а также изменили конструкцию хвостовой огневой точки. Позднее все машины G4M1 были переделаны в транспортные (G4M1-L2) и учебно-тренировочные (G4M1-K). Выпущено 539 самолетов. G4M2 Модель 22 - переработанная модификация, запущена в производство в июле 1943 года. Машины имели крыло большей толщины с ламинарным профилем и закругленными законцовками, дополнительный топливный бак в фюзеляже, общий объем топлива достиг 6490 литров. Кроме того установили оборудованные системой впрыска водно-метаноловой смеси двигатели Мицубиси Касей 21 мощностью 1800 л. с. с четырехлопастными винтами и два дополнительных 7,7 мм пулемета Тип 92 в окнах по бокам носовой части увеличенного остекления. Площадь вертикального оперения также была увеличена, на фюзеляже находилась башня с 20 мм пушкой. Начиная с 65 экземпляра, изменили форму створок бомболюка, которые теперь втягивались внутрь. Одновременно удлинили бомбоотсек, благодаря чему бомбовая нагрузка возросла с 800 до 1000 кг. В результате взлетная масса бомбардировщика увеличилась с 9500 до 12 500 кг, а максимальный показатель скорости стал равен 537 км/час. Также выпускались модификации G4M2a Модель 22А и G4M2b Модель 22В.

Бомбардировщик Мицубиси G4M2B.
Бомбардировщик Мицубиси G4M2B.

На них установленные в фюзеляже пулеметы были заменены 20 мм пушками, а отличие между ними заключалось в модели пушки и питании боеприпасами. G4M2 Модель 24 - модификация с усовершенствованными двигателями Касей 25 мощностью 1850 л. с, выпускалась с мая 1944 года. Производились также варианты G4M2a Модель 24А, G4M2b Модель 24В и G4M2c Модель 24С, отличавшиеся друг от друга вооружением. На машинах G4M2c Модель 24С передний 7,7 мм пулемет Тип 92 заменили 13 мм пулеметом Тип 2. Весной 1945 года некоторое количество бомбардировщиков Модель 24 различных вариантов было переделано в носители реактивных самолетов-снарядов MXY7 "Ока". Доработанные машины получили обозначение G4M2e Модель 24J.

Бомбардировщик Мицубиси G4M2e Модель  24J носитель реактивных самолетов-снарядов MXY7 "Ока".
Бомбардировщик Мицубиси G4M2e Модель 24J носитель реактивных самолетов-снарядов MXY7 "Ока".
Реактивный самолет-снаряд камикадзе MXY7 "Ока".
Реактивный самолет-снаряд камикадзе MXY7 "Ока".

G4M2a Модель 25 - единственный самолет под высотные двигатели Касей 27 мощностью 1795 л. с., на высоте 6670 метров развил скорость 466 км/час, но из-за отсутствия моторов в серию не пошел. G4M2c Модель 26 - два самолета с двигателями Касей 25Ь под 87-октановый бензин вместо стандартного 92-октанового. G4M2d Модель 27 - опытный самолет с двигателями Касей 25b Ru, оснащенными турбокомпрессорами Йокосука Ne-20. G4M3 Модель 34 - последняя серийная модификация, было выпущено 60 машин. С приближением войск союзников к Японии, отпала необходимость в большой боевой дальности полета G4M. Самолеты получили двигатели Касей 25 мощностью 1850 л. с, однолонжеронное крыло с протектированными баками, при этом дальность уменьшилась до 2340 км, появилась бронезащита кабины пилотов и новая хвостовая башня, из-за чего задняя часть фюзеляжа стала короче. Оснащенные радаром бомбардировщики для борьбы с кораблями противника получили обозначение G4M3a Модель 34А. Вместо носового пулемета устанавливалась антенна. G4M3b Модель 36В - опытный самолет с двигателями Касей 25b Ru с турбокомпрессорами, серийно не строился.

Бомбардировщик - торпедоносец Мицубиси G4M2 имел следующие характеристики - размах крыла  24.90 метра, длина  19.62 метра, высота   6.00 метров, площадь крыла 78.125 кв. метра. Вес пустого самолета 8160 кг,  нормальный взлетный 12500 кг. Силовая установка два поршневых двигателя воздушного охлаждения Мицубиси МК4Р Касей -21 мощностью по 1800 л.с. Максимальная скорость 430 км/час, крейсерская скорость 310 км/час, практическая дальность  6000 км. Практический потолок  8950 метров. Экипаж  7-10 человек. Вооружение  одна 20 мм пушка тип 99 модель 1 в хвостовой башне,  одна 20 мм пушка в верхней башне (7,7 мм пулемет тип 92 на G4M1), два 7,7 мм пулемета в боковых блистерах и  два (один) 7,7 мм пулемет в носовой установке; до 2200 кг бомбовой нагрузки.

4 декабря 1941 года, еще до нападения на Америку, бомбардировщик - дальний разведчик G4M1 выполнял разведывательный полет на остров Уэйк, который был передовой крепостью американских войск в случае нападения Японии. На высоте почти 9000 метров ему удалось получить четкие панорамные фотографии всего атолла, всю оборону острова, в том числе 12 истребителей F4F-3 "Уайлдкэт", которые прибыли на остров на борту авианосца "Интерпрайс". Разведывательные полеты G4M над Филиппинами осуществлялись также самолетами с Формозы. 8 декабря 1941 года группа бомбардировщиков состоящая из 103 самолетов G3M и G4M под прикрытием истребителей А6М, сбросили 1122 60-кг и 26 250-кг бомб на аэродромы Иба, Кларк-Филд и радарную станцию, в результате на земле были уничтожены более 80 американских самолетов и 13 было сбито в воздухе, потери японцев составили всего семь A6M и один G4M. 10 декабря 1941 года бомбардировщики G4M разрушили военно - морскую базу в Кавите, уничтожили торпедный арсенал и оставили практически безоружными эсминцы и подводные лодки американского флота. В бухте Манилы были потоплены транспорт "Сэголэнд", подводная лодка "Силайон", тральщик "Биттерн", и повреждены эсминец "Пири" и подводная лодка "Сидрэгон". При этом с японской стороны потери составили всего один G4M и один истребитель A6M. 10 декабря 1941 два самых больших и мощных британских военных корабля - линкор "Принс оф Уэльс" и линейный крейсер "Рипалс", были потоплены бомбардировщиками - торпедоносцами Мицубиси G3M и G4M, при этом линкор "Принс оф Уэльс" получил шесть попаданий торпед и одно попадание 250-кг бомбы, а линейный крейсер "Рипалс" получил одно попадание бомбы и пять попаданий торпед.

Торпедоносец G4M в бою.
Торпедоносец G4M в бою.

7 января 1942 года 14 бомбардировщиков G4M вместе с тремя летающими лодками Тип 97, атаковали остров Амбон. 15 января 1942 года 26 бомбардировщиков G4M вылетели на бомбардировку скопления вражеских самолетов в Амбоне, на следующий день повторили налет силами 16 машин. Был обнаружен тайный голландский аэродром "Самаринда 2" на острове Борнео, с которого союзная авиация постоянно совершала беспокоящие налеты. 25 января 1942 года 43 бомбардировщика G4M нанесли удар по аэродрому. На следующий день 35 бомбардировщиков вылетели снова, 17 из них вынуждены были вернуться назад из-за плохой погоды, а остальные бомбили через облака. В результате этих атак аэродрому был нанесен значительный урон, и голландцам пришлось отвести с аэродрома свои уцелевшие бомбардировщики. 4 февраля бомбардировщики G4M в ходе морского патрулирования обнаружили в море Флорес объединенную ударную группировку союзного флота, и бомбами атаковали вражеские корабли со средних высот. В результате атаки был серьезно поврежден американский легкий крейсер "Maрблхеад", в который попало две 250-кг бомбы и несколько разорвалось рядом. Крейсер выбыл из строя и ушел на капитальный ремонт. Бомба с самолета попала в башню главного калибра тяжелого крейсера "Хьюстон", еще одна уничтожила систему управления зенитным огнем на голландском легком крейсере "Де Рейтер", в ходе атаки зенитным огнем был сбит бомбардировщик G4M. В январе 1942 года 17 бомбардировщиков G4M, вылетевшие из Рабаула без истребительного прикрытия, атаковали американский авианосец "Лексингтон". Взлетевшие навстречу американские палубные истребители "Уайлдкэт" сбили 15 японских машин. 27 февраля 1942 года японские патрульные самолеты обнаружили американский авианосец "Лэнгли", имеющий на борту 32 истребителя Р-40, с двумя эсминцами сопровождения, который попытался прораться к южному побережью Явы. В ходе налета девяти бомбардировщиков Мицубиси G4M, авианосец "Лэнгли" получил ряд попаданий 250-кг и 60-кг бомб, начал тонуть и был добит торпедами и артиллерией эсминца "Уиппл". 7 августа 1942 года группа из 27 бомбардировщиков G4M отправилась на поиск флотской ударной группы США в районе Соломоновых островов. Возле Гуадалканала группа атаковала крейсера и другие суда, но бомбардировщики попали под атаку американских палубных истребителей "Уайлдкэт" и сосредоточенный огонь зенитной артиллерии кораблей, в ходе чего четыре G4M были сбиты, один упал в море по дороге домой, еще один погиб в ходе аварийной посадки на Рабауле. Американские корабли не получили ни единой царапины, а ударная авианосная группа продолжала скрываться где-то в этом районе. В 1943 году подразделения морской бомбардировочной авиации в Юго-Восточном секторе из-за значительных потерь перешли на работу в темное время суток. В других регионах Тихоокеанского фронта воздушные бои протекали с более низкой интенсивностью, и "морские штурмовики " под прикрытием истребителей могли выполнять дневные рейды, не неся при этом чрезмерных потерь. В декабре 1943 года 9 бомбардировщиков Мицубиси G4M приняли участие в сверхдальней операции - бомбардировке Калькутты в Индии. Этот налет являлся результатом соперничества с армейской авиацией, уже два года действовавшей в этом районе, носил чисто пропагандистский характер, все самолеты невредимыми вернулись обратно, не нанеся противнику особого ущерба. На транспортных версиях G4M1-L2 бомбардировщика вместе со своим штабом в свой последний полет 18 апреля 1943 года вылетел Главнокомандующий Японским ВМФ адмирал Исироку Ямамото. Два самолета с адмиралом и штабом на борту в сопровождении шести истребителей А6М вылетели в инспекционную поездку. 14 апреля 1943 года американская разведка перехватила и расшифровала радиограмму, в которой был подробно расписан план инспекционной поездки адмирала Ямамото. 18 истребителей Локхид P-38G "Лайтнинг" из 339-й истребительной эскадрильи 13-й воздушной армии США пролетели 700 километров над морем с ближайшей американской базы, перехватили группу, атаковали и сбили бомбардировщики и истребители эскорта, адмирал Ямамото при этом погиб. Отсутствие бронирования и протектированных топливных баков делало бомбардировщики - торпедоносцы G4M сравнительно легкой добычей. Они даже получили неофициальное прозвище "Одноразовая зажигалка" или "Летающая сигара". Японское командование не предприняло своевременно мер по усилению защиты своих лучших бомбардировщиков, а модификация G4M3 появилась слишком поздно, когда исправить ситуацию уже было невозможно. 19 августа 1945 года на двух транспортных самолетах G4M1-L2 с зелеными крестами на фюзеляже - знаком капитуляции, на остров Иесима вылетела японская делегация во главе с генерал-лейтенантом Торасиро Кавабе для выработки условий капитуляции.

Список источников. Дорошкевич Олег Витальевич. Самолеты Японии Второй Мировой войны; Авиационная энциклопедия. Уголок неба. Mitsubishi G4M; Виртуальная энциклопедия военной авиации. Ударный бомбардировщик наземного базирования Mitsubishi G4M; Авиация Второй мировой. G4M "Betty". Дальний бомбардировщик Mitsubishi; http://forum.worldofwarplanes.ru/index.php?/topic/3252-mitsubishi-g4m/; Wikiwand. Mitsubishi G4M;