Найти тему
Олег Чекрыгин

Не так уж плохо все, не так уж скверно…

Приходская модель как современная групповая психотерапия

Постараюсь быть краток, писать тезисно и не растекаться мыслью по древу.

При всех недостатках приходской церковности ее естественная живучесть имеет свои объективные причины. Впрочем, не имеющие ничего общего с чаемой и мечтаемой адептами ВСЕХ религиозных организаций христианского и псевдохристианского толка «неодолимостью адскими вратами» их «церквей», обещанной Христом одной лишь Его Церкви. По причине простой и прозаической – этой Церковью ни одна из них поврозь, ни все вместе они – не являются и быть ими не могут по причине МИРСКОЙ ОРГАНИЗОВАННОСТИ, то есть преданности миру сему. А Царство Христа (и Его Церковь, как часть этого Царства) – не от мира сего есть. Задерживаться на этом не буду, кто хочет спорить, прошу ко мне в фб.

Так вот, причиной живучести именно приходской церковности, а отнюдь не общинной, и уж тем более не первоапостольской, или православно-протестной, является, как ни покажется это престранно и возмутительно честным и искренним служителям Божиим, вовсе даже не православие, и тем более не христианство – но некий род социального служения, востребованный определенными кругами общества в гуще народной.

Именно спрос рождает предложение – и спрос общества породил такого странного уродца, как церковно-приходское устройство государственно-церковных религиозных организаций православного толка. И это порождение советских времен оказалось живучим, и востребованным и в постсоветские времена по причине весьма прозаической: советская власть реанимирована и коммунизм «не для всех» продолжается во всей своей красе, вырвавшись из-за глухих заборов цековских дач на просторы родины «от Москвы до самых до окраин». Это в полной мере касается и церковной иерархии, окончательно распоясавшейся до барского хамства феодалов-крепостников, раздувшихся от денег и собственной важности.

Вглядимся: кто составляет основной костяк приходов не в московских храмах модных в среде интеллигенции настоятелей разного толка от супер-либералов Кочеткова и Борисова до супер-реакционеров Смирнова и Ткачева – а на обычном провинциальном и, особенно, деревенском приходе? 90% бабушки-старушки, и еще немного разных сирых и убогих. Как правило, есть еще один-два мужчины пубертатного возраста, «чающих движения воды», то есть вставших на путь церковной карьеры. Почему так?

Потому, что «о одиночество, как твой характер крут: посверкивая циркулем железным, как холодно ты замыкаешь круг, не внемля увереньям бесполезным…». Человек, переступивший пенсионный возраст, вдруг оказывается в обрушившейся на него пустоте, вакууме: никто больше им не интересуется, не звонит-не пишет-не приходит. Мужья умерли, друзья и подруги разбрелись и куда-то подевались, затерявшись среди волн бурного моря житейского. Коллеги по работе более вами не интересуются, поскольку теперь вы с ними – не коллеги больше ни разу. Дети выросли и им становится не о чем разговаривать с престарелыми родителями – ну не объяснять же маме на полном серьезе свои проблемы на работе и в семье? И решают «не волновать», но не потому что жалко и заботливо, а потому что скушно, томительно и…  — не нужно больше ни советов, ни поучений. И пожилая женщина оказывается замкнута в безвоздушном пространстве, ей ни дышать, ни жить больше нечем.

Выход?

Одним из таких выходов является приход, как стариковский клуб по интересам. И для пришедших в него начинается не просто общение, а новая, наполненная событиями жизнь. Нет, ни Бог, ни Христос Сам по Себе им неизвестны и, как правило, не нужны. Зато правила, порядки, всякие приметы, обычаи, обряды – то, что составляет сущностную ткань внешней стороны богослужения – принимаются ими безусловно и становятся для них центром и самой сутью, подлинным делом их церковной жизни, в которой они находят не только научение новому, общение с себе подобными на общие темы, но и возможность «стояния» за свою «веру», а также научения ей других, еще не наученных. Опять же, люди любят сказки и истории – и сюда как влитые ложатся церковные мифы, жития святых, благочестивые сказания – в общем, вся та литературная свалка, которая, за неимением понимания, что вообще делать со всем этим разношерстым хозяйством, названа «Священным Преданием» и оставлена на всякий случай как есть – именно взаимные пересказы и перетолковывания этих сомнительных источников церковной сказочной патоки становятся истинной усладой в устах и ушах престарелых прихожан.

Сама по себе религиозная часть, то есть христианская вера, ее догматическая, богословская и вероучительная сторона, а также мистическая Жизнь во Христе ими в основном игнорируется, пропускается и выпадает из их поля зрения по причине очень прозаичной: они пришли в церковь НЕ ДЛЯ ЭТОГО, а ради того, чтобы скрасить свое одиночество – и это надо понимать, и относиться к этому с состраданием и снисхождением.

Этих людей, как правило, вере во Христа не научишь, слишком это для них «мудрено». Приведу пример достаточно типичный. Я все долбил-долбил в проповедях, что нужно читать Евангелие, и, видать, с годами – капля камень точит – как-то проняло, принялись-таки за чтение. Приходит пожилая женщина, наша прихожанка (может, и не самая прилежная, но в наш храм ходила постоянно), и говорит продавцу: «Я у вас Евангелие недели две назад купила. Не могли бы вы взять его назад и вернуть деньги? Я прочитала его, и мне в этой Книге совершенно ничего не подходит». Видели бы вы, как она была рада, когда ей десять рублей ее без звука сразу же вернули – как тут она церковь зауважала!

Спрашиваешь, кто твой Бог? – Да, поди, Никола. А Троица – это Христос, Пресвятая Дева и святитель Николай. Ну что с народом сделаешь? Хоть обдолби язык, они все свое…

Да и само священство не больно-то утруждается проповедью, миссионерством и просвещением – они так сильно заняты, болезные, что поговорить с народом им некогда – мчатся по требам деньги зарабатывать, а потом – отчеты в епархию составлять «о проделанной работе» по воцерковлению и просвещению – одна бумажная фикция те отчеты, сами знаете.

Однако, я-то хочу указать на то, что такое положение дел, наоборот, очень хорошее и единственно реально востребованное – и вы со мной согласитесь, если сумеете исправить некий очевидный перекос в своем мировоззрении, касающийся церковной жизни.

Если попы перестанут мнить себя, любимых, пастырями, отцами, учителями (что прямо запрещено Христом в Евангелии), а свое участие в богослужении – Служением Богу, Предстоятельством, и Тайносовершительством (не вы совершители Таинств, а Христос посреди вас и верующих в Него прихожан, с которыми вы все вместе предстоите Ему), то все может встать на свои места. А именно. Приходится признать , что приход – это именно и только «клуб одиноких сердец», и ничего более. И в этом главный смысл его существования, его социальное значение и общественное служение.

Это ОЧЕНЬ МНОГО, очень важно для общества – и в то же время реальная возможность для верующих христиан, если такие найдутся в кутейном сословии, послужить ближним своим любовью и заботой о тех, кто стал никому не нужен. Это же и есть жизнь по вере тех, кто пришел послужить Богу в РПЦ МП (и не только). А также – для всех церковнослужителей независимо от их личной веры – возможность по-честному заработать на жизнь таким своеобразным способом, развлекая, ободряя и поддерживая стариков, больных и немощных – вполне себе достойная профессия независимо ни от какой веры в кого- или во что-либо. Ну а там, глядишь, может, кто из них и уверует? Чем черт не шутит…

Выходя на передний план, эта сторона служения могла бы найти общественное признание, и в то же время примирить верующих священнослужителей с той реальностью, с которой они столкнулись в своем служении вопреки своим мечтам и честолюбивым замыслам, разбитым вдребезги при столкновении с обыденным бытовым кошмаром, творящимся в сегодняшней церковно-приходской жизни, ни разу не имеющей ничего общего с христианством и христианскими отношениями вообще.

Вот, пожалуй, и все. Единственное, что осталось добавить, что, если взглянуть на церковную жизнь с этой неожиданной для многих точки зрения, сразу же становится очевидным то, что с традиционной позиции увидеть невозможно: АБСОЛЮТНАЯ ненужность всего архиерейского сословия во главе с патриархом, и их паразитическая роль трутней и бесполезных нахлебников.

Для чего нужна в Церкви иерархия, какова ее роль во всей церковной кухне? Ложное утверждение их самих о себе, что «благодать клиру и мирянам подается ТОЛЬКО от иерархии» является очевидной, хотя и столь привычной для мирянского уха ХУЛОЙ НА ДУХА СВЯТА, Который Сам, без одобрения и разрешения кутейников, дышит где хочет; и Христос, чтоб стать посреди собранных во Имя Его, обходится без спросу у попов и «владык». Итак, это ложь, причем ложь, оформившаяся до конца в сравнительно поздние времена, пожалуй, что начиная Паламы, провозгласившего и введшего в церковный обиход понятие безликой «энергии благодати», которой могут управлять и распоряжаться «преосвященные» по собственному усмотрению независимо ни от какого Бога — но я здесь не об этом, задерживаться на этом не стану, кто желает спорить, милости прошу ко мне в фб, уже говорил. Что же касается управления и – главное – хранения «в чистоте» православного вероучения, то для этого совершенно не нужна вся эта громоздкая и СТРАШНО дорогая надстройка над домами престарелых, в которые давно превратились приходы. Да-да, ведь вера прихожанам не нужна ни в правильном виде, ни в неправильном, отличить одно от другого они не могут, да и не хотят – им нужно УТЕШЕНИЕ. А для того, чтобы дать им его, вполне достаточно приходского батюшки, которому не нужны никакие надсмотрщики и управители, поскольку если он вдруг окажется чем-то плох, его прихожане САМИ с ним разберутся по-своему: пойдут к другому, проголосовав против него ногами и оставив его без своих денег.

Благодать Таинств, подаваемых БЕЗ ВЕРЫ, тоже сомнительна, и получение Ее от иерархии или БЕЗ иерархии – в данном случае, то же, что по пословице «хрен редьки не слаще». То есть, для функции утешения и Благодать тоже не пригождается, как и иерархия, которая считает, что Ею распоряжается – ни Та, ни другая в приходской жизни просто не нужны за НЕВОСТРЕБОВАННОСТЬЮ.

Так что, попы, бросьте вы своих «владык», оставьте им их храмы и имущество, а сами откройте вместо ваших храмов стариковские клубы в чайных и бывших столовых, будьте ближе к народу – и обрящете искомую вами свободу, а с ней и покой душам вашим. Ну, а если боитесь просто жить по-христиански – что ж, пусть все остается как есть, ведь все не так уж и плохо, не правда ли? Сколько бы вы ни лили слез и не сетовали на отчаянность вашего положения, но, как говорит пословица, «ни один поп под престолом с голоду не помер», и ни один из вас добровольно со своего места не сбежал. А почему? Да потому, что ВСЕМ вам, Слава Богу, есть чего терять, ребята. «Не так уж плохо все, не так уж скверно все…», как поет Шевчук.

Олег Чекрыгин, православный епископ

http://pravtoday.ru/ne-tak-uzh-ploxo-vse-ne-tak-uzh-skverno/