В 21 веке наступило много изменений во многих областях, таких как семейные отношения, воспитание детей, свобода выбора профессии женщинам и многое другое. Наиболее острая тема для любого взрослого человека -это воспитание детей, воспитание таким образом, чтобы они не выросли они выросли и умели как принять самостоятельное решение ,так и открыто прийти и поговорить о проблеме с родителями. Тут очень тонкая грань, и родители начинают думать об этом, когда ребенок еще совсем маленький. Встают несколько вопросов: а с чего начинать выбор? а когда же начинать свободу выбора ребенку, когда он будет готов? Как объяснить ребенку, что у каждого выбора есть последствия? И стоит ли вообще до зрелого возраста давать ему свободу? Стоит рассмотреть эти вопросы поближе. Однозначно, что каждый человек имеет право на выбор. Начинать выбор однозначно стоит с самого легкого, с конфет или шоколада, не спешите вести 4 –летнего ребенка в магазин выбирать кофту. Ребенок-это маленький человек, он должен осознать понимание сути выбора, зачем он нужен и как его сделать правильно. Детские психологи говорят, что потенциал ребенка нельзя ограничивать рамками родительского видения мира. Зачастую родители подавляют желание ребенка чем-то заниматься, навалив на него свои понятия « у меня больше опыта» и «вот вырастишь, тогда и будешь решения принимать». Несложно догадаться, что ребенок чувствует себя собственностью, он раздавлен под грузом ответственности за принятые родителями решения. Например, родители смотрят на свое чадо и думают, что неплохо было бы отдать его в музыкальную школу, будет на фортепиано играть. Тут ребенок и заявляет, что он бы предпочел ходить на карате. Мгновенно у родителей включается опция «авторитет» со словами «мы тебя кормим и одеваем». Это самая большая ошибка. Нельзя попрекать ребенка тем, что он обеспечивается родителями. Два взрослых человека сами решили его родить и посему обязаны его обеспечивать, не ожидая того, что ребенок будет за это благодарить на коленях. Решение здесь очень простое: дать ему пойти на карате, попробовать себя, возможно, он-будущий Брюс Ли. А может ему и вовсе не понравится, и он уже сам выберет фортепиано. Или первый выбор одежды, он должен проходить в обстановке подготовленности, обговорить сумму на покупку и что именно нужно купить. Надо позволить своему ребенку купить что то, что ему по душе то, что позволит ему стать уверенней в себе, пусть даже эта вещь вам не нравится. Отвечая на вопрос, давать ли вообще выбор ребенку, можно с точностью сказать, что да. Это часть формирования личности, закладывание уверенности на будущее, даже если он выбрал шоколадку, но он сделал его сам. Вопрос о возрасте разрешения выбора неоднозначен. Все индивидуально зависит от ребенка, его сознания и понимания, уровня развития и сложившихся традиций в семье. Кто-то может в 4 года вполне осознанно выбрать себе книгу или куртку, а кто в 7-8 лет не понимает, чего хочет. Тут большую роль играет склад характера ребенка. Есть активные дети, которым все интересно, они стараются копировать родителей. А есть спокойные дети, покладистые, им что зеленое, что синее одень-им нет разницы, они считают, что родители сами все выберут как надо. Последний склад характера формируется на основе факторов воспитания в возрасте 1,5-2 года, когда ребенок выбирает пить ли ему яблочный сок или мультифрукт. Если родители уже тогда отнимают у плачущего ребенка мультифрукт и дают яблочный сок, со словами «не спорь, мне виднее», то со временем опция выбора выключается в ребенке, ему делается все равно. Зачастую взрослые и не понимают, какие разрушительные последствия будет нести отсутствие выбора. Такие дети вырастают в инертных людей, совершают ошибки в выборе спутника жизни, профессии, компании, и все может закончиться очень плачевно. Такие люди склонны к самоуничтожению, и что еще страшнее, к самоубийству. В последнее время участились случаи детского самоубийства, потому что взрослые давят авторитетом и фразой «ты должен». Оберегать детей надо, но не лишать их личности. И, наконец, последствия выбора. Каждому ребенку надо правильно его растолковать. Например, «Ты выбрал эту куртку, Хорошо. Но ты должен понимать, что носить ее будешь ТЫ, другую мы тебе не имеем возможности купить». Это ни в коем случае не должно произноситься грозным тоном, тем самым запугивая ребенка. Нужно абсолютно ровно, спокойно сказать данную фразу, и указав сумму, сказать, что это относительно дорогая вещь и часто ее не покупают. Ребенок должен почувствовать, что ему доверяют, раз говорят о последствиях, как со взрослым. Научиться доверять своему ребенку, воспитать в нем уверенность- вот задача родителя. Именно они должны научить раскрываться для этого мира, тогда и мир будет для этого подрастающего человека.