Работайте линией, молодой человек, и вы станете хорошим художником.
Жан Огюст Доминик Энгр в разговоре с молодым Делакруа
Что важнее для нас — прекрасная мысль, идея... момент зарождения её, - той, которой никогда раньше не было в мире... или воплощение её в нашей жизни, применение её, «оземленение»?
Для человека поэтического склада - несомненно первое. Он наслаждается самой идеей, озарившей его, и с её помощью проникновением в глубину жизни, в её тайну...
В изобразительном искусстве мысль — это линия, тонкая линия на белой бумаге.
Недаром гений Возрождения, Микеланджело Буонаротти, сказал, что рисунок (набросок) является ВЫСШЕЙ ТОЧКОЙ и живописи и скульптуры и архитектуры. Добавлю - ведь именно в этом наброске заключена «пластическая идея». Идея о жизни и о мире.
Воплотить в жизнь, реализовать может и талантливый ремесленник. Его упорство и трудолюбие достойно глубочайшего восхищения. Как они писали вышитые жилетки и кружева... это просто ЧУДО! Настоящее чудо! Но вот о чём подумаем...
Раньше в русских деревнях вышивали (и прекрасно) абсолютно все женщины, но та, которая способна была создать новый рисунок... такая была ОДНА на несколько деревень. А то и на целый уезд.
Я порой спрашиваю учеников — кто в старину, в бригаде иконописцев почитался главным? И все отвечают — тот, кто писал лики. А это не так. Главным считался «знАменщик», - тот, кто делал «извод», тоесть рисунок. Извод, уже существующий, а, если нужно, то и абсолютно новый. Тоесть главным считался тот, кто проводил — ПЕРВУЮ ЛИНИЮ ПО БЕЛОМУ...
Вот об этом и говорил Микельанджело. Он говорил о новом, никогда прежде не бывшем... тоесть о мысли художника.
Мой педагог во ВГИКЕ, прекрасный график, Олег Иванович Гроссе сказал нам как-то, что он не знает в искусстве ничего лучше, чем линейные рисунки Леонардо да Винчи.
Работайте линией, молодые люди и, возможно... вы станете хорошими художниками.