Трамвайные и троллейбусные парки после ликвидации. Что с ними происходит потом? Торговые центры или жилые дома на их месте? Объехать и посмотреть их непросто. Власти скрывают эти объекты. Им стыдно и неловко показывать некогда мощные точки технического обслуживания экологически чистых машин. Поехали и смотрим их в Грузии, что там?
Столица Грузии - Тбилиси, где в лучшие времена было два трамвайных депо, одно трамвайно-троллейбусное и два троллейбусных. Итого 5 объектов. Все они имели площадки для ремонта машин, вагонов, а это мастерские, цеха, гаражи и веера. Диспетчерские по городу, да что там говорить. Это был полноценный комплекс. Свыше 300 троллейбусов и почти столько же трамваев - таким был электротранспорт Тбилиси. Все это фактически существовало даже к началу 2000-х годов. Чудо, но факт.
Депо Исани - одно из старейших в городе. Было. Оно находилось прямо у метро и сравнительно недалеко от центра города. Его закрыли осенью 2006 года, когда решением властей с улиц города был убран весь электротранспорт. Оставили лишь метро и электрички. Депо стояло. В некоторых местах чинили машины, но все это было больше похоже на случайный сервис. Никаких работ по реновации или перепрофилированию территории мэрия Тбилиси не вела много лет.
Трамвайное депо Авчала. Его построили в конце 1980-х годов на окраине города. Вокруг горы, красивая природа и много частных домов. Депо большое и капитальное. Работали в нем вагоны РВЗ-6М2 и КТМ-71-605. Здесь же доживал свой век ретро вагон КТМ-2, который до 2006 года (год закрытия движения) работал на линии с пассажирами.
На фотографии выше видно, что есть два здания. Мастерские и администрация, а между ними переход. С начала 1990-х годов в здании администрации жили беженцы. Это было одно из самых опасных мест в городе. Помимо депо они (беженцы) селились в домах около ,так как тут было одно из самых недорогих мест в Тбилиси.
По внешней оценке можно сделать вывод ,что в это депо реально поставить до 200 вагонов трамвая или 220-250 троллейбусов/автобусов, но власти Тбилиси попросту его бросили. Еще в Тбилиси было депо в районе Сабуртало. Снесли, а на его месте жилой дом. Депо в центре города отдали под дом в начале 2000-х годов, а самое новое строение в районе Дидиками передали маршруткам.
Едим дальше, Кутаиси.
В Кутаиси работали только троллейбусы. Система была большой, но базировалась в одном парке. Его построили в 1950-х годах. Комплекс включал в себя крутое здание со множеством небольших цехов. Делали все, что полагалось по технологии. Движение закрыли в 2009 году. Затем несколько лет гараж использовали для ремонта машин, а вскоре задние полностью снесли. Теперь на его месте пустырь...
Хотя осталось еще административное здание. Это весьма неплохой домик с двумя этажами. Его (по состоянию на 2018 год) просто закрыли.
Едим далее, город Рустави.
В Рустави работали троллейбусы и даже сочлененные. Это был единственный город в Грузии, где была такая экзотика. Единственный парк находился недалеко от знаменитого металлургического комбината. Движение троллейбусов закрыли в 2009 году. Парк постепенно пустел, его спасали лишь фуры, ремонт которых велся там и до закрытия движения. Сейчас в нем остались лишь косвенные признаки того, что тут был электротранспорт (столбы, да редкие растяжки).
Где еще были депо, была жизнь электротранспорта и где ее нет теперь даже в виде тех самых зданий. Города: Чиатура, Гори, Поти, Самтредиа, Батуми - было и нет, разрушили. И только в одном городе сохранили и даже отремонтировали. Сухуми, где в начале 2010-х годов сделали новую крышу и косметический ремонт.