Найти тему

Православные мысли (10)

Послушание - не отсечение воли, а укрепление ее через понуждение себя. Послушание отсекает не волю, а своеволие. Прп. Нил Синайский сказал: "Свят жертвенник молитвы, потому что привлекает к нам Святаго святых". Следовательно, нужно предстоять в молитве с особым благоговением перед Владыкой всего создания.

Испытания попускаются Богом не только для смирения и опытности в духовной брани, но и для укрепления воли и обретения навыка в добре. «Монах тот, кто ум свой отдалил от чувственных вещей и воздержанием, любовию, псалмопением и молитвою непрестанно предстоит Богу», — говорит преподобный Максим Исповедник. Следовательно, преп. Максим Исповедник указывает на отречение от мира и всего мирского, пост, любовь к Богу, богослужение и непрестанную молитву. Однако нужно и мирянам проводить жизнь богоугодную, скажу больше, если в миру миряне исполнять назначенное монахам, то будут выше монахов.

Интересно, что помимо обетов послушания, нестяжания и целомудрия каждый монах приносит обеты отречения от мира, пребывания в монастыре (или в определенном для него месте несения послушания) и в постничестве Царствия ради Небесного. Следовательно, суть монашества не в самих обетах, а во всецелом посвящении себя на служение Богу.

Зло - не просто отсутствие добра, но это отклонение от Бога, от Божественной любви. Монашеские обеты указывают на то, что было нарушено Адамом и Евой в грехопадении. Следовательно, монашеская жизнь - есть исполнение назначенной Богом заповеди и прямой путь у Богоуподоблению.

Старец Амфилохий (Макрис) сказал: "В начале молитвы ты ощущаешь большую радость, затем приходит сладость, и в конце, как плод, приходят слезы, потому что душа ощущает в себе присутствие Бога". Это некий индивидуальный опыт молитвы потому что вначале бывает плач, а по мере возращения и возрастания Божественной благодати приходит радость и ощущается сладость от молитвы а затем созерцается нетварный свет.

Освященный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 2011 года указал: «Внутреннее совершенствование не только не противоречит, но и укрепляется богословскими знаниями: каждому монаху и монахине в возрасте до 40 лет желательно получить духовное образование, хотя бы на уровне училища [в настоящее время — полубакалавриата]». Тем более мирянам надлежит стараться о теологическом образовании, чтобы осмысленно воцерковляться и жить полноценно как православные христиане "во всяком благочестии и чистоте" (1 Тим. 2:2).

«Твоя молитва должна совмещать четыре действия, – говорит свт. Василий Великий, – славословие, благодарение, исповедание грехов и прошение о помиловании». Интересно, что этому требованию отвечает Иисусова молитва: обращаясь к Лицам Святой Троицы с благоговением, мы одновременно славословим и благодарим Святую Троицу, а затем исповедуемся пред Богом и испрашиваем милости.

Как научиться управлять временем? Нужно помнить: всему свое время. Смысл семьи - в любви, где нет любви - нет и семьи. Семья учит любви в узком кругу, но по мере развития - распространяется и на ближних. Любовь отрывает и соединяет сердца людей. Верность - неотъемлемое свойство любви. Нужно быть верным Богу, Его Божественной любви.

Блж. Диадах пишет, что предел воздержания – всегдашнее «пребывание в сердце своем». Это есть «духовное делание» или «духовное любомудрие», внимание и трезвение ума. Следовательно, суть поста не в пище, а нахождении в самом себе, своем сердце. Нужно в сердце безвыходно предстоять Богу, тогда это уподобление высшим ангелам, которые предстоят престолу Божию. Молящийся в сердце совершает службу Богу и освящается Божественной благодатью. Поэтому нужно ум, слово и дух сосредоточить в сердце, чтобы оно стало обителью Пресвятой Троицы.

Если статья понравилась, ставьте Лайк.

Канал нуждается в поддержке:

Получатель: Шлепин Василий Валентинович

Карта "Мир": 2200 7702 2504 7242

Название банка: Почта банк (Россия)

Счет банка: 40817810700480579033

БИК: 044525214