Начало истории, в которой рассказывается, как возникла Прага и стала расти - ЗДЕСЬ.
Как-то раз рассказали мне, что Прага - это небольшой городок, который можно пешком за день обойти. Почему создается такое впечатление? Все просто. Зачастую мы приезжаем в незнакомый город, гуляем по самым популярным туристическим местам и практически ничего больше не видим. Да, понятно: в городе еще что-то есть. В конце концов, местные жители вряд ли ночуют в музеях, замках и соборах. Но многие полагают, что, коли все ходят по одним и тем же тропам, протоптанным туристами прошлого еще в каменном веке, то шаг влево или шаг вправо не имеет никакого смысла. Мол, все равно ничего интересного не найдешь.
В случае с Прагой все иначе. Здесь очень много интересного за пределами классического туристического центра. И во многом так получилось потому, что Прага росла и вбирала в себя небольшие городки и деревни, которые ее окружали. А в них были свои замки, свои костелы.
Их связи с Прагой становились все теснее. И в какой-то момент чешская столица поглощала их, и они приносили с собой кусочки своей истории.
В середине XIX столетия городские власти стали всерьез обсуждать вопрос о расширении города за счет пригородов. Тогда планировалось присоединить Карлин, имевший официальный статус пражского предместья, и Смихов. Правда, дальше разговоров дело не пошло. Но к 1880-м годам к этой теме вернулись, и теперь уже шла речь о присоединении не только Карлина и Смихова, но и таких районов, как Королевские Винограды, Жижков и Голешовице-Бубны.
В частности, встал вопрос о создании общегородской системы водоснабжения. Однако для тех, кто управлял поселениями, находившимся рядом с Прагой, присоединение к ней означало потерю личного статуса. Одно дело – когда ты мэр небольшого городка. Совсем другое – если ты всего лишь глава района, пусть и в большом городе. Не всех устраивали подобные изменения.
Были и другие проблемы. Они во весь рост встали перед чиновниками, когда Прага в 1897 году опять предложила Жижкову, Королевским Виноградам, Смихову и Карлину присоединиться к ней. Как распределять налоги? Какие полномочия останутся у местных властей. Договориться не получилось. Правда, в 1901 году к Праге присоединилась Либень.
Новые переговоры прошли между Прагой, Жижковым, Смиховым, Нусле и несколькими другими районами. В 1907-08 году удалось, хоть и с большим трудом, договориться о принципах, которые лягут в основу объединения. И… Опять ничего не вышло. Закон о слиянии должен был утверждать богемский ландтаг – выборный орган, без одобрения которого нельзя было проводить подобные решения в жизнь. Но его работу парализовал конфликт между чешскими и немецкими депутатами. А потом началась Первая мировая война, и появились другие проблемы.
И только в 1918-19 годах, когда королевство Богемия перестало быть частью Австро-Венгерской империи, и вместо него возникла независимая Чехословакия, удалось достичь консенсуса. Проект получил название «Большая Прага». По аналогии с ним затем появятся проекты «Большой Брно», «Большая Острава» и так далее. Суть всегда была одна: город-ядро расширялся за счет присоединения к нему окрестных поселений.
1 января 1922 года Большая Прага перестала быть проектом, существующим только на бумаге. В ее состав вошли 37 городов и деревень, в том числе Карлин, Троя, Дейвице, Жижков, Королевские Винограды (сегодня – просто Винограды).
После Второй мировой войны Прага расширялась трижды: в 1960,1968 и 1974 годах. После этого рост города за счет поглощения соседних поселений прекратился. В 2007 году поселение Прежлетице, находящееся к северо-востоку от столицы Чехии, обратилось к пражским властям с просьбой о вхождении в состав города. Ответ был положительным, но в 2010 году представители Прежлетице отозвали заявку.
По словам журналистов, неофициальные переговоры проводились и с представителями других городов и деревень Упоминаются Розтоки и Здибы, Пругонице и Горомержице. Но все это – не более чем зондирование ситуации. Пока что мы видим, что на протяжении последних сорока пяти лет чешская столица не поглотила ни одного поселения.
#путешествия #поездки #туризм #история европы