Я уже упоминал, что родители моей мамы, которые были родом из Лысянки — райцентра в Черкасской области на Украине, развелись. Мама жила в новой дедушкиной семье, ничего, по сути, не зная о своей родной матери. Инициативу по её розыску проявил мой отец, в результате в начале 1953 года родители связались с бабушкой. К этому времени у меня уже было две сестры.
Запавшим в детскую память событием была смерть Сталина, точнее, реакция на неё взрослых. В день похорон у дома родителей отца собралась огромная толпа. Все поместиться в доме не могли, поэтому на подоконнике распахнутого настежь, несмотря на холодную погоду, окна стоял дядин радиоприёмник. Свет в этот день не выключали.
Были люди не только с правого берега села, но и из многих окрестных деревень. Плакать старались молча, чтобы не мешать слушать. Люди заговорили и громко заплакали только после окончания трансляции. Лейтмотив был один: "Как теперь будем жить?" На левом берегу трансляцию похорон организовали с помощью усилителя клубной киноустановки.
Поездка на Украину
А после окончания учебного года мы поехали на Украину, в гости к бабушке — событие для меня из ряда вон выходящее. Я впервые в жизни ехал на поезде, восхищало всё — даже запах паровозного дыма, проникавший в вагон через открытые окна.
В Москву приехали утром, а поезд до Киева отходил ближе к вечеру. Свободное время родители решили потратить на осмотр Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (ВСХВ). Позже она была преобразована в ВДНХ (Выставку достижений народного хозяйства).
Сказать, что выставка меня изумила и восхитила — это ничего не сказать. Деревенского мальчишку из уральской глуши открывшееся его глазам великолепие сразило наповал! Казалось, что ты попал в настоящую сказку — настолько всё окружающее не соответствовало привычной реальности. Ходил и как завороженный, жадно смотрел на экспонаты, оформление павильонов, позолоченные скульптуры, украшения и фонтаны.
В гостях у бабушки
Лысянку, где жила бабушка и где появилась на свет мама, славил в своих творениях Тарас Шевченко. В юности будущий поэт и художник учился азам живописи у местного дьяка. Воду бабушка брала из того же колодца, к которому в своё время приходил юный Тарас.
Позже у "Тарасовой криныци" была установлена сначала мемориальная доска, а затем началось сооружение памятного мемориала (см. рис.), который при нынешнем украинском раздрае никак не могут закончить.
Непривычными для уральцев были и хаты-мазанки, в которых жили бабушка и прабабушка (бабушкина свекровь), стоявшие напротив друг друга через дорогу, и вся природа этой части единой в то время страны. Не было привычных для нас хвойных лесов, лиственные деревья незнакомые, привычных берез, осинок, ольхи, рябинок почти нет.
Почти чудом казались абсолютно нам незнакомые плодовые деревья. Впервые довелось воочию увидеть яблони, груши, абрикосы. Было начало лета, поэтому плоды на них были еще зелёными, а вот вишни уже поспели.
Вишнёвое варенье и вареники с вишнями, муку для которых я молол сам на ручной мельнице стали для меня с тех пор едва ли не любимым лакомством. Долго ещё после возвращения домой Украина воспринималась мною как далёкая, желанная и почти сказочная страна. Этому в немалой степени способствовала мама, несмотря на то, что только в самом раннем детстве жила на Украине и совсем не знала украинского языка. Сейчас мне кажется, она просто всегда скучала по своей родной матери и автоматически переводила это чувство и на Украину в целом.
Бабушка с этого времени довольно часто стала присылать нам посылки с сухофруктами, яблоками и моим любимым вишнёвым вареньем. А вскоре после возвращения домой, я услышал частушку:
Берия, Берия вышел из доверия.
Сам товарищ Маленков надавал ему пинков,
За решетку посадил, автоматом угостил!
Предстояли перемены, но какими они будут и к чему приведут, тогда вряд ли кто-нибудь знал.
Первая статья "Самый страшный год в моей жизни"
Перечень статей цикла:
Как жила послевоенная уральская деревня
О том, как встретились и жили в послевоенные годы мои родители
Послевоенное село и подсобные промыслы
Что было интересно мальчишкам 50-х
Как и что праздновали в уральской деревне