У меня есть лекция "Искусство душевнобольных как ключ к XX веку". Недавно, разбирая архивы, я нашла заметку, которую писала, когда разрабатывала материал для лекции. Решила поделиться с вами. Мне это кажется важным.
Говоря об искусстве душевнобольных и его роли в формировании культурной повестки ХХ века, неизбежно приходишь к теме "дегенеративного искусства".
Познакомьтесь с усачом на фото: это Макс Нордау.
В 1892 году свет увидела его книга "Вырождение" – о вырожденческом искусстве дегенератов, душевнобольных, алкоголиков и наркоманов, антисоциальных элементов, которые мешают развитию либерального общества, и которых хорошо бы от этого общества изолировать. Или вовсе уничтожать.
В 1897 году Макс Нордау стал соучредителем Всемирной сионистской организации, и это не удивительно: он родился в семье раввина и до 25 лет носил имя Симха Меер Зюдфельд.
В 1937 году Адольф Гитлер, взяв "Вырождение" Макса Нордау на вооружение, обвинил вышеперечисленных дегенератов в социально-экономическом кризисе, в котором пребывала Германия после Первой Мировой Войны. Теперь уже иные художники были помехой не для либерального общества, а для нацистского.
В 1940 году именно на душевнобольных был обкатан метод эвтаназии путём удушения газом в "душевых" – в подвалах бывшей психиатрической лечебницы Зонненштайн. Здесь закончилась жизнь 13 720 душевнобольных и умственно отсталых. Среди них были и художники.
Затем эту же технологию в рамках программы Т-4 масштабировали для уничтожения нетрудоспособного населения (в первую очередь инвалидов) и наконец для применения в лагерях смерти – Аушвице, Майданеке, Треблинке, Хелмно, Белжеце, Собиборе... – дабы ускорить решение еврейского вопроса. Число, названное в ходе Нюрнбергского трибунала, пугает сегодня не меньше, чем в 1946 году: Холокост унёс жизни шести миллионов евреев. Многие из них погибли в тех самых "душевых".
История циклична, и, изучая её, я раз за разом убеждаюсь в том, как велика цена каждого слова, каждого поступка, каждой мысли. И как широки могут быть последствия. Эффект бабочки пугает и заставляет очень осознанно относиться к каждой мысли, которую я несу в мир.