Найти тему

Интервью с Дмитрием Брянцевым из далёкого 1989 года

Это – интервью с Дмитрием Брянцевым из далёкого 1989 года.

Опубликовано оно было в еженедельнике «Театрально-концертная Москва».

Интервью перед премьерой. Новая версия «Корсара»

29 апреля в Музыкальном театре имени К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко состоится премьера балета А.Адана и Л.Делиба «Корсар». Ставит спектакль главный балетмейстер театра заслуженный деятель искусств РСФСР Д.Брянцев. Корреспондент еженедельника встретился с балетмейстером на одной из последних репетиций спектакля и попросил его ответить на несколько вопросов.

- Дмитрий Александрович, многие любители хореографического искусства помнят, что «Корсар» долгое время входил в репертуар музыкального театра. Не будет ли новый спектакль восстановлением прежнего?

- Нет, это совершенно новая версия «Корсара».

- Значит, Вы ничего не заимствуете даже из знаменитой редакции балета Мариуса Петипа?

- Ничего. В постановке классических балетов есть два пути. Первый заключается в восстановлении хореографии великих мастеров прошлого. Но – увы! – эта хореография дошла до нас далеко не в полном виде. Да и сохранившиеся па-де-де, вариации, танцы, как правило, имеют много вариантов. Какой из них подлинный? Трудно сказать, где настоящий Дриго или Петипа. При постановке такого спектакля современному хореографу остаётся лишь связать, как-то логически соединить сохранившиеся фрагменты в единое целое, что далеко не всегда удаётся. В такой постановке работу балетмейстера можно сравнить с трудом реставратора.

Есть и второй путь – сделать попытку в художественной стилистике прошлого создать новый балет. Мы сознательно выбрали именно этот путь.

Я впервые обращаюсь к большому классическому балету и хочу поставить его по-своему. Вся хореографическая лексика целиком строится на классическом танце, возможности которого поистине неисчерпаемы. Но подчёркиваю, речь идёт не о стилизации, а о м о ё м видении классического танца сегодня.

- Какие задачи вы ставите перед труппой?

- Известно, что балетный артист должен быть постоянно в хорошей профессиональной форме. Ему необходимо в совершенстве владеть техникой классического танца, как мы говорим, ш к о л о й. А для этого нужен классический репертуар. Я надеюсь, что «Корсар» и станет для артистов спектаклем для совершенствования школы.

- Успехи прежних постановок балета нередко связывали с эффектными сценами морской бури. Сохранилась легенда, что главными героями постановок «Корсара» были искустные мастера сценической техники, кудесники театральной машинерии. Как оформлен новый спектакль?

- Не буду подробно рассказывать о постановке и, в частности, об оформлении балета. Замечу только, что все мы, участники спектакля, включая и заслуженного художника Украинской ССР В.Арефьева, хотели создать истинно романтический спектакль, где действуют смелые, отважные люди, которым не страшна никакая морская стихия. С В.Арефьевым у нас полное взаимопонимание. Мне очень нравятся его эскизы декораций и костюмов. Надеюсь, что наши театральные мастера сумеют их хорошо выполнить, точно передав замысел художника.

- Кто ещё входит в постановочную группу спектакля?

- Музыкальный руководитель постановки и дирижёр заслуженный деятель искусств РСФСР Г,Жемчужин. Имя этого опытного балетного дирижёра хорошо известно зрителям.

Особо хочу отметить моих ассистентов: заслуженных артистов РСФСР Т.Легат и М.Крапивина. С Татьяной Николаевной я сотрудничаю давно, а известный танцовщик Михаил Крапивин дебютирует в качестве ассистента балетмейстера.

Много трудятся педагоги-репетиторы Е.Гильфанова и заслуженный артист РСФСР А.Николаев.

Мне кажется, что нам удалось создать живую, непринуждённую атмосферу на репетициях. Я старался в каждом из актёров разбудить творческое начало, чтобы они чувствовали себя художниками, а не бесстрастными исполнителями воли балетмейстера. Мне самому интересно работать, когда артист предлагает что-то своё, ищет, приносит на репетиции, так сказать, домашние заготовки.

- И последний вопрос: кто занят в новом балете?

- В спектакле участвует практически вся труппа. В главных партиях выступят народный артист РСФСР В.Тедеев, заслуженные артисты РСФСР Г.Крапивина, М.Левина, В.Кириллов, В.Петрунин, лауреаты международных конкурсов Т.Чернобровкина, Г.Степаненко, В.Бондарь, ведущий солист театра А.Дубинин. В новой работе театра многие артисты нашей труппы, и, прежде всего, молодёжь, смогут продемонстрировать своё мастерство.

Беседу вёл И.Казенин

Либретто балета «Корсар» в постановке Д.Брянцева З Д Е С Ь

Луцкая Е. Высоким слогом романтизма (статья о балете «Корсар» Д.Брянцева)