Найти тему
www.doctor78.com

Особенности развития памяти у детей

память

Период дошкольного возраста – один из самых ответственных в развитии ребенка. В это время очень интенсивно происходит развитие памяти. Дети в этом возрасте отличаются любопытством, они задают много вопросов, с интересом рассматривают все новое, начинают рассуждать о невиданных ранее вещах. Взрослые часто торопятся с выводами, когда видят, насколько быстро их ребенок в этом возрасте воспринимает информацию, но впоследствии разочаровываются, видя, что скорость запоминания с возрастом стала меньше. Это объясняется тем, что в дошкольном возрасте ребенок моментально запоминает стихотворения, сказки и считалки. Запоминание это происходит само по себе, непроизвольно, у детей откладывается в памяти все красочное и яркое.

К шести-семи годам дети ведут уже целенаправленные наблюдения, у них появляется произвольное внимание, и как следствие, у них появляются некоторые элементы так называемой произвольной памяти. Именно такие элементы и являются самым главным достижением ребенка в дошкольном возрасте. Проявляется такой вид памяти тогда, когда ребенок сам себе ставит цель. То есть, у него появляется желание запомнить что-либо. Родители должны постоянно поощрять такое желание своего малыша, ведь в это время у него помимо памяти, развиваются еще и внимание, воображение и мышление. По мере наступления развития произвольной памяти, начинает развиваться и культурная память. Такое развитие объясняется отличительными чертами запоминаемого материала, то есть, тем, насколько он наглядный, красочный и т.д. Далее у ребенка появится способность усиливать память методами классификации и группировки. Взрослые должны помогать ребенку в запоминании того или иного материала – учить малыша контролировать правильность этого запоминания. Таким образом, ребенок будет хорошо подготовлен к началу учебы в школе и частой мозговой деятельности.

Различные психологические исследования показали, что дети в младшем дошкольном возрасте (в возрасте 3-4 лет) способны к произвольному запоминанию очень малого количества материала. В ходе эксперимента из названных 15 слов они запоминают в среднем чуть более двух. То есть, в этом возрасте дети еще не пользуются вспомогательными средствами. Различные подсказки и наводящие вопросы только мешают ему.

Дети постарше, в возрасте от пяти до семи лет, способны запоминать материал уже гораздо лучше. В ходе аналогичного эксперимента, что и с детьми младшего дошкольного возраста, они запоминали уже более 4, 5 слов в среднем. Более того, практически все дети в старшем дошкольном возрасте привлекают для запоминания такие вспомогательные средства как картинки, например. Объем запоминаемых слов при этом увеличивается до восьми слов. Специалисты считают, что большой объем запоминаемой детьми информации объясняется появлением не только произвольной, но и культурной памяти.