Найти тему

Как слово меняет жизнь: теперь моя дочка боится церкви

Фото из личного архива автора.
Фото из личного архива автора.

В Бога мы с дочкой верим, хотя не из набожной семьи. В семье никогда никто никому ничего не навязывал, была полная свобода выбора. Бабушка по материнской линии начала ходить в церковь уже после смерти дедушки. Мы с мамой бывали в церквах Нижнего Новгорода и Москвы (а я позже и в других городах) исключительно с экскурсионной целью. Я помню, как хорошо и тепло на душе мне было в этих намоленных веками храмах. Конечно, и пионерское детство сыграло свою роль, и церковь не вошла в мою жизнь. Да и в храмах-новостройках я никогда не чувствовала такого тепла. Я просто продолжала верить сама внутри себя. Право выбора я оставила и за дочкой. С группами воспитанников Центра для "особенных" детей, куда постоянно ходила Марина с 8 лет, они часто бывали в храмах и монастырях, с которыми сотрудничают. Судя по ее рассказам, ей было интересно. Если бы она захотела ходить в церковь чаще, мы бы ходили, но этих поездок ей, видимо, было достаточно.

После смерти моей мамы, осенью 2014 года, мы с дочкой переживали очень тяжелый период, так как остались совсем одни. Мамы не стало за четыре дня, умерла она в больнице, куда попала на скорой только с третьей попытки, когда состояние ее дома совсем ухудшилось и нам уже не смогли отказать в госпитализации, как первые два раза. В день смерти мы пришли проведать маму и оказалось, что ее не стало за 40 минут до нашего прихода. Нам даже не успели позвонить. Врач спросила, хотим ли мы ее увидеть. Я посмотрела на дочь, Марина согласилась, но тихо спросила: "Мама, ты же не будешь плакать?" Видимо, этого она боялась больше всего. "Нет, не буду!", - твердо ответила я, понимая, что это первый серьезный шок в жизни дочери (до этого она не сталкивалась со смертью, так как все наши родные жили в других городах), и ей сейчас как никогда нужна моя поддержка. Особенно я боялась обострений и возобновления приступов на фоне шока. Я сдержала свое обещание и не плакала ни в больнице, ни в день похорон, ни позже. Даже будучи одна, даже ночью в подушку. Потому что я обещала дочери. Не плачу и до сих пор.

Чтобы помочь себе пережить этот период, мы иногда стали заходить в церкви, ставить свечи. Одна из этих церквей - на главном фото. Поскольку я мало что знала о церковных порядках, приходилось обращаться за советом. Первые несколько раз, в небольших церквах, нам везло, нам помогали очень приятные женщины и бабушки, которые там следили за порядком. Все рассказывали, показывали, советовали. Но в одном из главных храмов мы столкнулись с такой ситуацией, после которой моя дочь не просто не хочет, а БОИТСЯ ДАЖЕ ЗАХОДИТЬ В ЛЮБОЙ ХРАМ. "Особенные" дети ведь не просто так называются "особенными". Они воспринимают происходящее вокруг более остро, пропускают ситуации (и положительные, и отрицательные) через себя, свою душу, сердце. Мы были в этом храме первый раз. Чтобы не мешать окружающим (а в храме было много людей) и не ходить лишний раз по церкви в поисках икон, я обратилась к очередной бабушке. Слово "приперлись" было самым культурным в ее лексиконе... Даже я, знавшая про этот "феномен злых бабок при церквах", оказалась не готова к такому повороту. А уж дочка и подавно. Тем более, что я по жизни человек крайне неконфликтный и дружелюбный, все решаю путем мирных переговоров и хорошего отношения, и такие ситуации в жизни дочери почти не возникали. Я поблагодарила "бабушку" за "помощь" и мы отошли. Но эта "бабушка" так вошла во вкус нашего "воспитания", что даже наши свечи "за упокой" убрала сразу, как только мы отошли от Кануна. Это стало последней каплей для дочки, у нее потекли слезы, и мы быстро ушли из храма.

С тех пор она отказалась от поездок в храмы и монастыри со своей группой из Центра. За все это время мы не зашли ни в один храм, хотя я несколько раз приглашала ее, надеясь, что время лечит обиды и раны. Позже я отпустила ситуацию и вновь вернулась к тому, что дочь сама должна определить, хочет она ходить в церковь или нет. До сих пор она отказывается от этого категорически. Я вижу, что она боится повторения той истории. Даже во время экскурсионной поездки, частью которой было посещение женского монастыря, я видела, как дочка вся внутренне сжалась, а когда мы с группой зашли внутрь, очень переживала, стремилась быстрее уйти и с опаской смотрела не окружающих (видимо, боясь появления такой же "бабушки"). Мы едва дослушали экскурсовода и быстрее вышли с территории.

Мы по-прежнему верим в Бога. Но в церковь не ходим...

Подписывайтесь на канал, обсуждайте, делитесь ссылками. Берегите себя! Всегда Вам рада!