Приветствую всех, кто случайно или же намеренно наткнулся на данное рассуждение. В этот раз, я бы хотел коснуться темы, которую можно охарактеризовать как достаточно мрачную и неприятную в обсуждениях для многих людей. Поэтому те, кто собираются ознакомиться с этой статьей должны понимать, что она будет таковой. Что ж, если вас не отпугнуло начало, то сегодня мне бы хотелось порассуждать на тему смерти, а точнее на тему смерти близких нам людей. Здесь я постараюсь, рассмотреть этот вопрос с разных точек зрения. Но все же, преимущественно буду опираться на свое собственное восприятие, и попытаюсь донести его до вас. Тем временем, за окном уже как третий день сгущаются тучи и проливаются дожди, в целом наблюдается типичная погода для питерской весны (писал я эту статью ещё в мае). Сама атмосфера вокруг, подталкивает не к самым радужным мыслями, вроде как, это ещё называется хандрой:)
Итак, смерть. Какое значение имеет для человека это слово? Если обратиться к культурам различных народов, то можно столкнуться соответственно с различным восприятием смерти в этих культурах. Сначала рассмотрим времена античности, на трёх, как мне кажется самых ярких примерах.
Древняя Греция
В Древней Греции одним из способов облегчить человеку утрату своих близких или осознание близости собственной смерти была мифология. Она объясняла, что будет происходить с душой умершего после его смерти.
Человек не знает о времени смерти, время и место смерти назначает мойра – богиня Судьбы. После смерти человек отправляется в подземное царство, где правил Бог Гадес (более известен под именем Аид), сын всесильного Кроноса и Геи). Он судил души умерших людей, т.е. распоряжался их жизнью после смерти. Другой, бог Смерти – Танатос, осуществлял смертный приговор Судьбы и встречал душу покойного.
После смерти душа покойного могла попасть либо в мрачное подземелье Гадеса, либо в прекрасные поля Элизиума, на Острове Блаженных, в зависимости от характера земной жизни умершего и благосклонности к нему богов. Так или иначе, смерть человека вовсе не означала полного прекращения жизни. Человек просто менял место своего существования. Души умерших людей нигде в подземных мирах не обременены страшными страданиями, их мучения душевны: они скучают по солнцу, тоскуют по родственникам, по родному месту.
Однако, несмотря на всю глубину философской мысли, которая возникла в Древней Греции, гармоничность, эстетичность античного миросозерцания, греческая культура не нашла качественного способа примирения человека с неизбежностью собственной смерти. Для древнего грека смерть по-прежнему оставалась пугающей, смерть связывалась с темнотой и ужасом перехода за черту, которая отделяла живых от мертвых. Смерть отнимает у человека античного мира свет, который радует его в течение краткой жизни, она наступает, говорит Катулл, nox perpetua – как вечная ночь, царство сна, от которого ты уже никогда не очнешься. О смерти лучше просто не думать. По этой причине в античной литературе тема умирающего практически отсутствует. Смерть всегда описывается как бы со стороны, откуда-то издалека.
В широко известном греческом произведении - «Илиаде», достаточно подробно изображается смерть одного из персонажей троянской войны Офрионея: Идоменей направляет на него копье с такой силой, что не спасает медная броня. «С шумом он грянулся в прах», – вот, в сущности, то единственное, что в этом рассказе касается смерти героя. Еще меньше говорится у Гомера о том, как умирают главные герои «Илиады» – Патрокл и Гектор. Подробнейшим образом описывается все, что происходит потом с телами умерших, но сама смерть остается за кадром.
Древний Египет
Как и большинство древних людей, египтяне верили в возможность жизни после смерти. Они считали, что смерть — всего лишь ступень, которую должен преодолеть каждый на пути к загробной жизни, которая существует где-то там далеко, в так называемом Западном Царстве. При этом необходимо было соблюсти продуманный до мелочей, сложный погребальный ритуал. К тому же существовало детальное описание церемонии, которая ожидает праведников и грешников в конце их долгого пути в загробное царство.
- После смерти душа человека не умирает; согласно религиозным верованиям в Древнем Египте умершего ждет воскресение. Чтобы обеспечить умершему новую, уже вечную жизнь, нужно сохранить его тело и снабдить в могиле всем необходимым, чем он мог пользоваться при жизни, дабы дух мог, вернувшись в тело, не умереть от голода и жажды. Значит, надо бальзамировать тело, превратить его в мумию. А на случай, если мумификация окажется несовершенной, надо создать подобие тела умершего — его статую. И потому в древнем Египте ваятель назывался «санх», что значит «творящий жизнь». Воссоздавая образ умершего, он как бы воссоздавал саму жизнь. Глубоко ошибается тот, кто думает, будто египтяне стремились покинуть землю живых. Они просто знали, что смерть не внемлет мольбам, что ее не смягчить никакими молитвами. Тщетно протестовать, ссылаясь на то, что ты еще молод! Ибо смерть «хватает ребенка, который еще при материнской груди, точно так же, как старого человека!». И к тому же «что означают все годы на земле, сколько бы Их ни было? Запад — это земля сна и тяжкого мрака, место, где пребывают все, пришедшие туда. Они спят в своих пеленах и пробуждаются только для того, чтобы увидеть своих братьев. Они не замечают больше ни отца, ни матери. Сердце их забыло жену и детей. Вода, живая для тех, кто на земле, для меня вода гнилая. Она хороша для того, кто живет на земле, но, когда она доходит до меня, она гнилая».
- Самое лучшее, что может сказать глубоко верующий о загробном мире, так это то, что там нет ни врагов, ни соперников и можно, наконец, спокойно отдохнуть. Однако находились скептики, которые замечали: «Никто еще не возвращался оттуда, чтобы рассказать, хорошо ли умершим и чего им не хватает, и успокоить наши сердца, пока мы сами не придем в то место, куда они ушли».
Древнееврейская культура
После жизни ничего не происходит – только потому, что жизнь никогда не заканчивается. Жизнь просто переходит на более высокий уровень. Душа освобождается от оков тела и возвращается к своему источнику, становясь к нему еще ближе.
В Торе этот процесс описан много раз: например, относительно смерти Авраама сказано, что он отправился отдыхать к своим предкам. В Талмуде есть обсуждения нескольких случаев, когда души людей не один раз проделывали путь туда и обратно. Классические еврейские источники - к примеру, «Маавор Ябок» – рассказывают о процессе перехода в высший мир как об отражении пребывания души в теле. Если душа выбирает плотские удовольствия, то после смерти она испытывает невероятные страдания, отказываясь от них. И все это происходит для того, чтобы душа смогла познать бесконечное удовольствие от нахождения в свете Божественного источника. Ведь для того, чтобы предстать перед этим источником в первозданном виде, ей необходимо очиститься и излечиться от влияния жизни в нашем мире.
С другой стороны, добрые поступки и приобретенная мудрость служат защитой во время путешествия души к Богу.
В книге «Зоар» сказано, что без посредничества праведных душ Свыше, наш мир не смог бы просуществовать ни секунды. Наши жизни находятся под сильным влиянием предков, души которых находятся в потустороннем мире. То есть, несмотря на то, что Ваша бабушка умерла, она продолжает наблюдать за Вами.
По какой причине души, согреваемые Божественным светом, все еще беспокоятся о том, что происходит в мире, который они уже покинули? Они знают правду, которая недоступна живущим на земле: наш мир, полный материальных устремлений, является лишь промежуточным этапом, но не окончательной целью Творения всего. И, в конце концов, все души вернутся в этот мир, в тела людей.
Средневековье
- А что там собственно по Средневековью?
- Средневековье было временем самых разносортных войн, которые иногда могли затягиваться не на двадцать, тридцать или даже пятьдесят лет, а на целых сто, как в случае со знаменитой «Столетней войной» между Францией и Англией (1337-1453гг.) и их союзниками.
- Это было время, когда в крупнейших городах Европы царила жуткая антисанитария, когда эпидемии болезней уносили миллионы жизней и люди изнывали от безысходности своего положения (самый яркий пример - это, конечно же, чума).
- Также это время ознаменовалось столкновениями различных культур - в частности Христианской и Исламской, которые выливались в многочисленные военные походы, ещё именуемые «крестовыми». И не подумайте, я не хочу демонизировать Средневековье, были в этой эпохе и положительные моменты, однако фактор смерти являлся неотъемлемой частью жизни среднестатистического человека того времени. Она витала вокруг и можно сказать, смерть была вплетена в саму жизнь.
- Характерно, что в Средневековье детей с ранних лет приучали к мысли о смерти, в отличие от последующих эпох, когда тема смерти стала одной из наименее обсуждаемых, практически маргинальной. Так умирающий собирает около себя своих родных, родственников, не исключая и детей, чтобы проститься с ними. Ребенка не ограждают от смерти, а наоборот, приучают к мысли о ней.
Другой стороной подобного отношения к смерти стало четкое разделение мира живых и мира мертвых; мертвые теперь как бы не могут проникнуть в мир живых, мир мертвых оказывается самодостаточным, замкнутым, недоступным для живых. Материальным свидетельством этого стало то, что кладбище стали строить за пределами средневековых городов.
Средневековая культура – культура христианская, практически лишенная светского начала; все стороны человеческой жизни были проникнуты религиозностью. Однако средневековая культура носит вобрала в себя и некоторые элементы существовавших до неё языческих культур, которые были глубоко укоренены в человеческом сознании. Так и в средневековом отношении к смерти мы можем проследить переплетение христианских и языческих представлений.
Языческие представления выражаются в попытках предсказать смерть, отсрочить её наступление или предотвратить её, наслать смерть на своего врага. Это элементы патриархальной аграрной культуры, которые продолжали существовать в эпоху Средневековья, очень тесно переплетаясь с христианскими ценностями и представлениями. Например, то в Германии считалось, что тень человека без головы на стене возвещала о близкой кончине кого-то из близких. В Шотландии предупреждением о скорой смерти были сны, в которых спящий видел захоронение ещё живого человека. В Ирландии верили, что дух «Fetch» является родственникам человека, которому скоро суждено умереть, принимая его облик, а самого умирающего другой дух – «Beansidhe» – за две ночи до смерти предупреждает песней.
Современный мир и его отношение к смерти.
- Отношение к смерти у людей с течением времени менялось от ропотного трепета перед этой темой и табу на нее, до гласности и нормальности ее широкого обсуждения в обществе. Однако, каким же предстает наше мышление относительно смерти сейчас?
- 1. Обыденный взгляд с примесью религии.
У многих людей отношение к смерти и их взгляд на смерть сводится к достаточно поверхностным представлениям о христианстве, эти представления они преимущественно получили из массовой культуры и родительского воспитания. Всё это можно описать концепцией рая для «хороших и добрых» и ада для «плохих и злых». Не вдаваясь во всяческие детали, данной концепции придерживается достаточно внушительное количество взрослых людей вокруг нас. Также тут можно вспомнить и другие пособия по циклу нашей смертной жизни. К примеру, фатализм, до сих пор, имеющий своих сторонников. Также различные секты с их «культами просветления». Или более серьезный подход к религии и доскональное изучение загробной жизни, описанной в ее многочисленных течениях.
- 2. Научный взгляд. Есть и та часть людей, которые принимают смерть как естественное явление, которое не имеет продолжения. Они считают, что со смертью мозга, сознание уже неспособно функционировать, или как некоторые полагают «перемещаться за границы человеческого тела». Религии и прочие явления, которую пытаются донести до нас мысль о жизни после смерти, они, как правило, считают спекулятивными и опирающимися на наши страхи перед неизбежностью собственной гибели. Однако, некоторые из них, не отрицают возможности достижения человеком бессмертия, при помощи науки в будущем.
- 3. Сторонники технологий «бессмертия».
Эту категорию как мне кажется, можно было бы, отнести и ко второму пункту, однако, в моем представлении, они все же имеют определенную грань различия, хоть и очень условную. Подобные люди имеют своеобразные представления о смерти, и чаще всего мы относим эти представления к разряду «ложного бессмертия». Клонирование - как один из способов достичь бессмертия и перенос человеческого сознания в компьютер, это лишь некоторые из путей по которым продвигаются представители данной группы.
Основная проблема в таких теориях - отсутствие подлинности сознания, которое пережило эти манипуляции. Сможет ли клон стать нашей абсолютной копией и заменить нас? Или это будет все-таки уже другой человек (Парадокс корабля Тесея) ? Или будет ли наше сознание, которое было воссоздано в некой компьютерной программе до конца подлинным? Сможем ли мы сказать, что в компьютере продолжает жить наше «истинное я»? В общем-то, сторонники таких концепций очень часто сталкиваются с подобной путаницей.
Заключение.Знаете, за свою жизнь, я не раз задумывался на тему смерти. Конечно, по мере взросления, мое восприятие претерпевало изменения. Раньше, я думал, что не переживу смерти близкого мне человека, будь это мама или лучший друг. Мне казалось, что вслед за ними умру и я. Однако, постепенно, я начал склоняться к одной простой и очевидной истине - человек приходит в этот мир один и покидает его тоже один. Если ты, не хочешь застать смерти никого из своих близких, значит тебе придется, либо умереть раньше всех их, либо же вовсе не рождаться, другого не дано. С приходом в этот мир, человек должен смириться с тем, что в конце все равно останется один. Он, как мне кажется теперь, должен быть готов к разрыву любых связей. Возможно, я приведу грубый пример, но состояние, когда человек не может смириться с потерей кого-то из своих близких, и впоследствии занимается самоистязаниями, мне очень напоминает другую ситуацию, когда капризный ребенок в магазине истерит, и просит своего родителя купить ему игрушку, который ту, купить ему не в силах, о чем прямо и говорит ребенку, но тот все равно не успокаивается. Он плачет, капризничает, катается по полу, требует и требует, однако ничего не происходит и не произойдет. Также, грубо говоря, в случае со смертью кого-то из наших близких - сколько не плачь, не впадай в депрессии - его уже не вернуть. Смириться с неизбежностью смерти для каждого (по крайней мере, на данный момент времени) и учиться жить дальше, даже без самых близких и дорогих нам людей - обязательная необходимость. Умение преодолеть горечь таких потерь - признак взрослой и самодостаточной личности. А самодостаточная личность - самодостаточна в своем одиночестве.
Спасибо за внимание! Надеюсь, что вам понравилась эта статья и вы смогли почерпнуть из неё что-нибудь для себя:) Пожалуйста, проголосуйте в опросе, который я закреплю выше, это поможет мне улучшить качество своих статей^_^.