Были ли в советское время мелодрамы? Ну, чтобы никаких производственных проблем, никаких партсобраний? Конечно были. Но, поскольку советские фильмы снимались не на Луне, то и производство, и партсобрания все-таки почти всегда присутствовали - но в виде фона, антуража. Ну, например, "Москва слезам не верит" - все про поиски любви, или "Мачеха" - как завоевать сердце ребенка, или "Родная кровь" - все про любовь и совесть. И масса других, на которые народ ломился в кинотеатры и пересматривал по 5 раз.
Почему же сейчас практически нет таких картин. Такое ощущение, что у нас перепроизводство режиссеров и сценаристов, а пленку сейчас экономить не надо. И снимаются каждый год несколько десятков картин, как бы мелодрам, которые всерьез смотреть невозможно.
Вот сегодня по ящику ничего интересного не было, оставил канал Россия-1 и время от времени посматривал на экран, занимаясь своими делами. БольшУю часть фильма пропустил, но основную нить сюжета улавливал, а последние минут 30-40 просто посмотрел, уже не отвлекаясь.
Начнем с интерьеров. Если героиня "Москва слезам не верит" начинала свой путь в московской рабочей общаге и закончила в небольшой трехкомнатной квартире в новостройке, то здесь героиня живет в обыкновенной (вроде бы) квартире, но ее мать - в двухэтажном особнячке. И это еще по-божески, потому что герои современных мелодрам живут либо в особняках со штатом прислуги, либо, по крайней мере, в квартирищах метров под 200. И это при том, что у нас в среднем по стране на человека приходится порядка 15-20 м2 жилья.
Пойдем дальше. Герои советских лент жили более или менее реальной жизнью - ждали получку, проверяли уроки у детей, ходили на свидания в парк или кино, иногда в кафе. У них были проблемы - любимому нашептали, и он бросил героиню, или его сбила машина, а она за ним ухаживает, или у него мать пьет, а у нее жилья нормального нет, или, наконец, его сажают в турму, потому что не из того цемента делали бетон, а она собирает деньги по соседям на адвоката или на передачи в эту самую турму. А сейчас? У героини меняют ребенка в роддоме, потом на нее падает кирпич (потому что не соблюдала ТБ под стрелой), и у нее наступает АМНЕЗИЯ, после чего ее муж женится на своей секретарше с сиськами 4 номера, которая потом отберет у него бизнес, мать героини, конечно, больна раком 6-й стадии, "мерседес", который она собиралась продать, чтобы иметь деньги на лечение в Израиле, попадает в аварию, загранпаспорт матери съедает собака, а героиня свой по пьяни оставляет в такси. Слушайте, если бы у меня случилась пара подобных неприятностей, я бы пошел и утопился или наоборот, стал бы искать объявления "вахта 3 месяца..." В сегодняшнем фильме принципиальную героиню уволили с работы, сын попал в СИЗО за подстроенное убивство бывшего однокурсника, сына местного олигарха, девушка сына дала ложные показания, потому что этот олигарх дал ей денег на операцию больной матери, на мужа положила глаз шалавистая парикмахерша, да-да, с белокурыми локонами и 4-м размером и ногами почти от шеи. Что-то там еще было из проблем, уже не помню. "Родная кровь" шла полтора часа, за которые герой успел два раза во время войны побыть с любимой женщиной, потерять ее, найти, вырастить ее детей, похоронить ее, и дождаться момента истины. Современный фильм начался в 21-30, закончился в 1-20, т.е. шел почти 4 часа, из которых три с половиной нагнетался и нагнетался стресс. Ну, разумеется, эти часы нельзя заполнить ОДНОЙ проблемой, приходится извращаться по полной. Последние полчаса героиня начала получать от жизни всякие ништяки - ну, коль проблем было выше крыши, то и ништяков немало. Ее на велосипеде сбил и заценил приезжий алегарх, симпатишный и положительный. Сына выпустили из турмы. А вот папашку убитого туда посадили. Бывший муж разочаровался в своей парикмахерше и приполз к бывшей жене - сказала, что она его больше не любит. На последних пяти минутах цинично-корыстноватая дщерь возлюбленного героини расстроила папину любофф, но перековалась, и все закончилось в самом дорогом ресторане города с цветами и кольцом. Маленький штрих - современные герои массу времени проводят в ресторанах или, на худой конец, в кафе - там и деловые встречи, и любовные.
Я не понимаю, почему всю эту не имеющую никакого отношения к реальной жизни хренотень не урезать до стандартных полутора часов. Героиня принципиальна и борется за экологию? Замечательно. Пусть ее бывший директор строит всякие козни, а муж просто ее бросит. Пусть даже останется дочка-злодейка - все будет более жизненным и потому интересным. А если вам надо все-таки снять четырехчасовой фильм со всеми этими ужасами - ну снимите комедию, пусть черную даже. Чтобы у директора в момент увольнения свалились брюки, или чтобы девушка сына после последнего суда дала олигарху по яйцам, или чтобы кровать под мужем с любовницей сломалась, и они упали на пол так, чтобы муж сломал ногу, а любовница - руку. В общем, чтобы как в "Бриллиантовой руке" - было бы понятно, что это стёб.
Так что, господа продюсеры/режиссеры/сценаристы, зритель хочет видеть качественные мелодрамы. Пусть их будет меньше, но чтобы от них можно было пустить скупую мужскую слезу, а в конце фильма радостно улыбнуться - сквозь те же слезы, конечно. А пока на телеэкраны выходит ЭТО, приходится смотреть либо Голливуд, либо выискивать в сети старые добрые советские добротные фильмы..