Найти в Дзене
Театр "Сова"

Дикая семья

В любом произведении имеется главная тема и в той или иной степени второстепенные. На главной (или нескольких главных) строится основной сюжет, а второстепенные служат для расширения общей картины и насыщения произведения подробностями, придают ему объёмность и многогранность. Без этого книга, пьеса, фильм рискуют превратиться в хронику, в прямолинейный отчёт о событиях.

С другой стороны, чрезмерное развитие второстепенных линий может отвлечь от основной и создать ощущение сумбура: кто тут главный и что тут главное? Поиск баланса, оптимального сочетания – вечная забота автора. И каждый решает эту задачу по-своему.

Одной из таких «не главных» линий в пьесе А. Володина «Ящерица» является присутствующая в одной-двух сценах семья Похитителя. В "Ящерице" семейные дела затронуты вскользь, для наполнения "тела" пьесы и ни сюжет не двигают, ни характер героев не раскрывают. В отличие, например, от темы любви ГГ как одного из переломных моментов в её судьбе и, соответственно, фабулы.

Однако совершенно схематично показанный треугольник мама-сын-невеста сына отнюдь не смотрится проходным или вообще лишним. Напротив, он очень хорошо вписывается в действие пьесы, а на сцене выглядит так, что без него было бы ощущение, что чего-то не хватает. Чем это объяснить? Не тем ли, что даже этот эпизод у драматурга подчинён главной общей концепции: всё, происходящее с людьми из каменного века, могло бы происходить и с нами. В другой одежде, с другими предметами быта, но с теми же самыми человеческими отношениями.

Ведь мать, не принимающая выбор сына – то ли из скепсиса по отношению к его избраннице, то ли из материнской ревности – более чем узнаваемый персонаж и, соответственно, ситуация. На её основе создано множество произведений разных жанров. И публика их всегда хорошо принимает. Ещё один вечный сюжет...

Зритель может принимать сторону любого персонажа. У каждого такого персонажа в пьесе (да и в реальности) своя правда. Сочувствие или неприятие может вызывать любой из этого треугольника.
Так или иначе, а проходная сцена запоминается, а кому-то вполне может показаться одной из ключевых.

А если отношения в семье дикарей так напоминают нам нашу действительность, что смотрятся чуть ли не со злободневностью сатиры, то не повод ли это задуматься: а кто тут более дикий, а?

Алексей Шевцов специально для театра "Сова".