Найти тему
Дым Отечества

Дорога для Сталина.

фото из открытых источников.
фото из открытых источников.

Летом 1948 года, Глава советского правительства Сталин И. В. решил поехать на юг отдыхать не поездом, а на автомобиле, а заодно посмотреть, как восстанавливается после тяжёлой войны страна.

За дороги в ближнем Подмосковье особого беспокойства не было, и кортеж правительственных машин, несмотря на разразившуюся непогоду, промчался спокойно. Но в Тульской области из-за дождей, дороги раскисли. На подъезде к простому городку Щёкину, машинам пришлось не просто – многие авто, в т.ч. пуленепробиваемая машина вождя прочно засели в грязи. Иосиф Виссарионович, временно прервал поездку и принял решение осмотреть город, вызвать свой спец.поезд и на нём уехать южный курорт…

фото из открытых источников.
фото из открытых источников.

Результатом этой автомобильной прогулки вождя явилось принятое уже 22 сентября 1948 года постановление Совета Министров СССР «О строительстве асфальтобетонной дороги Москва — Харьков — Симферополь». Совершенно секретный приказ, о строительстве был подписан самим министром внутренних дел, потому что именно на это грозное министерство легла вся ответственность за выполнение в принятые сроки, решений этого постановления.

Через месяц после выхода этого постановления правительства, начались работы по строительству новой трассы. Дорога была отнесена к числу «важнейших первоочередных строек», возлагалась на ГУШОСДОР. Срок окончания всех работ был установлен в июне 1950 года. Сталин никогда не бросал слов на ветер и уже через пару лет всё таки решился снова совершить многокилометровый вояж к югу. Это была вторая попытка вождя проехать на автомобиле практически через всю страну, а заодно и посмотреть-проверить, как выполнено, порученное грозному министерству задание…

фото из открытых источников.
фото из открытых источников.

Следует сказать, что на строительстве этой автомагистрали, прокладываемой от Тулы по новому направлению, строители сосредоточили много людских сил и техники – работы вели лучший инженерно-технический состав, армейские строительные подразделения, большое количество военнопленных и заключенных. На проведении земляных работ участвовали колхозные хозяйства Харьковской, Днепропетровской, Запорожской и Херсонской областей. Всё делалось в ускоренном режиме. Следует отметить особо, что пришлось строить не только саму трассу, длина которой составила почти 1400 километров, но и гостиницы, дорожно-эксплуатационные участки, бензозаправочные колонки, станции технического обслуживания автомобилей и пункты питания для проезжающих. Ширина асфальтного покрытия по всей трассе составила 7 метров, а на участке Москва — Подольск асфальтобетонная полоса равнялась 12 метрам.

фото из открытых источников.
фото из открытых источников.

Темпы строительства были стахановские. Широко практиковались «урочные и аккордные работы». Бригады, не сумевшие выполнить дневные нормы в установленное время, зачастую оставлялись на работе до полного выполнения дневного задания. Рабочий день для военнопленных и заключенных устанавливался десятичасовой, правда, при обязательной выдаче дополнительного питания.

К 11 мая 1950 года, все основные работы на трассе были закончены. А уже 20 июня 1950 года на участке Москва-Симферополь (и обратно) было открыто автомобильное движение, междугородние перевозки пассажиров автобусным и таксомоторным транспортом . 08 сентября 1950 года Правительственная комиссия приняла дорогу в постоянную эксплуатацию.

фото из открытых источников.
фото из открытых источников.

С момента начала строительства, не прошло и двух лет, а Глава советского правительства уже мог с комфортом прокатиться к южным курортам…