Летом 1948 года, Глава советского правительства Сталин И. В. решил поехать на юг отдыхать не поездом, а на автомобиле, а заодно посмотреть, как восстанавливается после тяжёлой войны страна.
За дороги в ближнем Подмосковье особого беспокойства не было, и кортеж правительственных машин, несмотря на разразившуюся непогоду, промчался спокойно. Но в Тульской области из-за дождей, дороги раскисли. На подъезде к простому городку Щёкину, машинам пришлось не просто – многие авто, в т.ч. пуленепробиваемая машина вождя прочно засели в грязи. Иосиф Виссарионович, временно прервал поездку и принял решение осмотреть город, вызвать свой спец.поезд и на нём уехать южный курорт…
Результатом этой автомобильной прогулки вождя явилось принятое уже 22 сентября 1948 года постановление Совета Министров СССР «О строительстве асфальтобетонной дороги Москва — Харьков — Симферополь». Совершенно секретный приказ, о строительстве был подписан самим министром внутренних дел, потому что именно на это грозное министерство легла вся ответственность за выполнение в принятые сроки, решений этого постановления.
Через месяц после выхода этого постановления правительства, начались работы по строительству новой трассы. Дорога была отнесена к числу «важнейших первоочередных строек», возлагалась на ГУШОСДОР. Срок окончания всех работ был установлен в июне 1950 года. Сталин никогда не бросал слов на ветер и уже через пару лет всё таки решился снова совершить многокилометровый вояж к югу. Это была вторая попытка вождя проехать на автомобиле практически через всю страну, а заодно и посмотреть-проверить, как выполнено, порученное грозному министерству задание…
Следует сказать, что на строительстве этой автомагистрали, прокладываемой от Тулы по новому направлению, строители сосредоточили много людских сил и техники – работы вели лучший инженерно-технический состав, армейские строительные подразделения, большое количество военнопленных и заключенных. На проведении земляных работ участвовали колхозные хозяйства Харьковской, Днепропетровской, Запорожской и Херсонской областей. Всё делалось в ускоренном режиме. Следует отметить особо, что пришлось строить не только саму трассу, длина которой составила почти 1400 километров, но и гостиницы, дорожно-эксплуатационные участки, бензозаправочные колонки, станции технического обслуживания автомобилей и пункты питания для проезжающих. Ширина асфальтного покрытия по всей трассе составила 7 метров, а на участке Москва — Подольск асфальтобетонная полоса равнялась 12 метрам.
Темпы строительства были стахановские. Широко практиковались «урочные и аккордные работы». Бригады, не сумевшие выполнить дневные нормы в установленное время, зачастую оставлялись на работе до полного выполнения дневного задания. Рабочий день для военнопленных и заключенных устанавливался десятичасовой, правда, при обязательной выдаче дополнительного питания.
К 11 мая 1950 года, все основные работы на трассе были закончены. А уже 20 июня 1950 года на участке Москва-Симферополь (и обратно) было открыто автомобильное движение, междугородние перевозки пассажиров автобусным и таксомоторным транспортом . 08 сентября 1950 года Правительственная комиссия приняла дорогу в постоянную эксплуатацию.
С момента начала строительства, не прошло и двух лет, а Глава советского правительства уже мог с комфортом прокатиться к южным курортам…