Имя Арев Багдасаряна, бесподобной исполнительницы песен и танцев около 70 народов мира, народной артистки Армении, сегодня более известно старшему поколению. Они наверняка помнят ее народное творчество, с которым Арев Багдасарян сияла не только в Армении, но и в более чем 30 странах мира.
2 апреля 1913 года в городе Шуши в мир пришло новое “светило”. Ее мать, Сирануш Баджи, говорила: «Моя новорожденная дочь была настолько светленькой, что казалось, вокруг нее все наполнилось светом, именно поэтому мы назвали ее Арев (в переводе с армянского – солнце).
После окончания Бакинского экономического института юная девушка, наделенная уникальной красотой и талантом, была принята в Азербайджанский ансамбль народного танца и стала солисткой. Это было в 1937 году. А в 1938 году в Москве известный армянский писатель Аветик Исаакян, заметив талант девушки, настаивает на переезде в Армению. В 1942 году А.Р. Багдасарян стала солистом Армянской филармонии. Годы Великой Отечественной войны занимают особое место в ее биографии. Арев Багдасарян со своей веселой живой песней и танцем вдохновляла бойцов 89-й армянской Таманской дивизии, вдохновляя их на новые подвиги и победы.
В 1946 году по приглашению известного в те времена композитора Артемия Айвазяна Арев Багдасарян начинает работать в джазовом оркестре под его руководством и выступает во многих городах Союза.
Актриса завоевывала сердца зрителей повсюду, независимо от национальности, религии или языковых барьеров. Вьетнам, Бирма, Китай, Бельгия, Люксембург, Франция, Индонезия, Непал, Индия, Пакистан, Бейрут, Египет, Канада. А в 1981 в 1991 годах Арев -Багдасарян гастролировала по США, выступила в Вашингтоне, и это далеко не полный список зарубежных туров.
“Ее исполнение - сценические и песенные образы, каждый из которых имеет свой уникальный характер и национальную самобытность. Эта народная оригинальность прежде всего воспринимается посредством персонажами. На сцене то - скромная армянка, то-- темноглазая индианка, то- вьетнамская женщина, или страстная цыганка, или грустная персидская женщина. Ее яркая мимика менялась в зависимости от содержания каждой исполняемой песни.Даже если мы проигнорируем все ее одаренности, она останется яркой актрисой с сильным артистическим темпераментом “, - писали о ней местные и международные периодические издания в разное время.
Красавица Нахшун из Карабаха (Нахшун Бажди)
Меня зовут Сестричкой Нахшун*
Карабахской Сестричкой Нахшун
Меня зовут Сестричкой Нахшун
Карабахской Сестричкой Нахшун
Я ходила пасти коров
Коровы пропали, я осталась
Чтоб их!..
(*Нахшун - старинное армянское женское имя, в нарицательном смысле означающая "красивая")
Эта песня, написанная ею, стала визитной карточкой артистки, самой популярной и востребованной. “Нах-шун Ба-жди, Нах-шун Ба-жди ”, - требовала публика, если песня задерживалась.
Где бы ни состоялся концерт, в Ереване, за границей или в отдаленных деревнях, Арев охотно отправлялась, вдохновленная возможностью служить людям. Яркие исполнительские способности артистки часто вызывали споры о ее этнической принадлежности. Где бы она не выступала, е считали своей.
У нее была мечта создать ансамбль песни и танца народов мира. Ей не давла покоя мысль о том, что у ее оригинального жанра не будет последователей. Фактически, тревога была оправдана.
17 февраля 1994 года в возрасте 81 года Арев Багдасарян скончалась. В некрологе в частности говорилось: “Солнце зашло и на песенном восходе предстоящей жизни оно больше не взойдет… Но разве забудется, разве исчезнут та красота, обаяние и очарование, которые подарила армянской сцене и увековечила Арев Багдасарян”…
За 50 лет своей сценической карьеры Арев Багдасарян исполнила десятки песен и танцев разных народов, что послужило, прежде всего, укреплению дружбы народов. После каждого концертного тура рождалась новая постановка, новый номер, который всегда удивлял правдивостью и выразительностью образа. Многие песни Арев Багдасарян вошли в наш быт и стали собственностью и достоянием нашего народа.
На его творческом пути ей посчастливилось встретить и поработать со многими известными мастерами, которые в той или иной степени повлияли на ее творчество. Тамара Ханум, Артемий Айвазян, Грачья Нерсисян, Арам Хачатурян, Мартирос Сарьян, Сурен Кочарян, Айкануш Даниелян, Майя Плисецкая, Вардан Аджемян, Паруйр Севак, Ованес Шираз, Илья Арбатов, Вано Мурадели, Мгер Мкртчян, Каро Алабян и многие другие.
Ее сын, Карен Авагян, с особым трепетом относится к творческому и духовному наследию матери, издавая книги, диски из личного архива и видеотеки Арев Багдасаряна, проводя вечера памяти.
Сохранение памяти – тоже искусство!